Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 23 июня 2020 года по административному делу N 2а-2-40/2020 по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области", муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Подкуровское сельское поселение" Тереньгульского района Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью "Контракт плюс", обществу с ограниченной ответственностью "Листок" о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
в ходе прокурорской проверки выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, село Подкуровка, примерной площадью 50 квадратных метров (далее - земельный участок). Территориально земельный участок расположен в пределах муниципального образования "Подкуровское сельское поселение" Тереньгульского района Ульяновской области.
Указанный земельный участок находится в собственности Ульяновской области с 5 сентября 2006 года (л.д. 62).
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к вышеуказанным ответчикам с требованием ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке.
Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2020 года административный иск удовлетворен, соответствующая обязанность по ликвидации свалки возложена на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее - Минстрой Ульяновской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 23 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Минстрой Ульяновской области выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, приводя доводы об отсутствии полномочий по ликвидации несанкционированных свалок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.2 Положения "О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области", утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П, полномочия в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области возложены на Минстрой Ульяновской области.
Удовлетворяя заявленные требования судебные инстанции, проанализировав вышеуказанные нормативные правовые акты, пришли к правильному выводу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, на Минстрой Ульяновской области, осуществляющее полномочия в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами в данном регионе.
Доводы кассационной жалобы о том, что полномочия в области обращения с отходами производства и потребления возложены на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно опровергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 23 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.