Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гамирова Дамира Рамилевича на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 августа 2020 года по административному делу N 2а-1378/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан о взыскании обязательных платежей и санкций с Гамирова Дамира Рамилевича.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 26 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 августа 2020 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан о взыскании с Гамирова Д.Р. обязательных платежей удовлетворено. С административного ответчика взыскана задолженность по налогам за 2017 год в сумме "данные изъяты" копеек, в том числе: по земельному налогу "данные изъяты" копеек, по налогу на имущество - "данные изъяты", по транспортному налогу - "данные изъяты".
Не согласившись с названными судебными актами, Гамиров Д.Р. в кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 27 октября 2020 года, ставит вопрос об их отмене, указывая, что суды пришли к ошибочному выводу о получении им налогового уведомления и требования об уплате налога через личный кабинет налогоплательщика. Не представлены доказательства получения им доступа к личному кабинету налогоплательщика путем регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Положениями статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6).
В силу положений статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика утвержден приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ (далее - Порядок). Ранее Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика регулировался положениями приказа ФНС России от 30 июня 2015 года N ММВ-7-17/260@).
Согласно пункту 8 Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:
1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;
3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА).
В случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) формируется автоматически.
Удовлетворяя требования налогового органа, суды исходили из того, что
по состоянию на 18 августа 2018 года налоговым органом Гамирову Д.Р. выставлено налоговое уведомление N 46594362 о необходимости уплаты налога на общую сумму "данные изъяты" в срок не позднее 3 декабря 2018 года.
Ввиду отсутствия оплаты суммы начисленного налога налоговым органом выставлено требование N 29881 по состоянию на 18 декабря 2018 года о необходимости уплаты недоимки по налогу в сумме 5 580 рублей и пени 19 рублей 58 копеек в срок до 10 июля 2019 года.
Поскольку требования в установленный срок ответчиком не были исполнены, административный истец обратился к мировому судье судебного участка N 8 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен 29 ноября 2019 года.
Определением мирового судьи судебного участка N 8 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 18 декабря 2019 года вышеуказанный судебный приказ был отменен.
Судебные инстанции пришли к выводу, что административный истец обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Гамирова Д.Р. обязательных платежей и санкций, срок обращения в суд соблюден, размер задолженности не оспорен.
В соответствии с положениями частей 4 - 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, исчисляемый, в зависимости от суммы задолженности, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Абзацами 2 и 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Обосновывая свои выводы о соблюдении сроков обращения в суд, налоговый орган ссылался на то, что в адрес налогоплательщика налоговое уведомление N 46594362 и требование об уплате налога N 29881 направлялись Гамирову Д.Р. через личный кабинет налогоплательщика.
Доводы Гамирова Д.Р. об отсутствии регистрации в ЕСИА судебными инстанциями отклонены со ссылкой на формирование регистрационной карты, которая свидетельствует о получении доступа в личный кабинет налогоплательщика. Суды указали, что требование N 29881 соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации и форме, утвержденной приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@, содержит указание на фамилию, имя, отчество исполнителя и его номер телефона (л.д.6). Каких-либо оснований для признания документов, представленных налоговым органом, недопустимыми доказательствами не имеется. Представленные документы исходят от компетентного органа, соответствуют установленной форме и содержат все необходимые реквизиты.
Между тем, судами оставлено без внимания содержание требования об уплате налога N 29881, из содержания которого следует, что оно направлялось Гамирову Д.Р. не через личный кабинет налогоплательщика, а по адресу: "адрес". При этом реестр почтовых отправлений в материалах дела отсутствует.
Довод Гамирова Д.Р. об отсутствии регистрации в ЕСИА, которая является основанием к доступу в личный кабинет налогоплательщика и формированию регистрационной карты, судами не проверялся.
При таких обстоятельствах нельзя считать выводы судов, изложенные в судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение, поскольку названные выше недостатки не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении суду следует выяснить факт регистрации административного ответчика в ЕСИА, установить способ направления Гамирову Д.Р. требования об уплате налога N 29881, и с учетом установленных обстоятельств постановить законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 августа 2020 года отменить.
Административное дело N 2а-1378/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан о взыскании обязательных платежей и санкций с Гамирова Дамира Рамилевича направить на новое рассмотрение в Альметьевский городской суд Республики Татарстан в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.