Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 сентября 2020 года по административному делу N 2а-1560/2020 по административному исковому заявлению Ш к Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области, государственному казенному учреждению Самарской области "Центр занятости населения городского округа Новокуйбышевск" о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, представителя административного ответчика С, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ш обратился в суд с административным иском об оспаривании действий Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - Министерство), государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Новокуйбышевск".
Решением Октябрьского районного суда города Самары от 6 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено в связи с рассмотрением дела в отсутствие административного истца, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В кассационной жалобе Министерством поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, полагая, что вопреки выводам суда апелляционной инстанции, в материалах дела имеется расписка, подтверждающая согласие Ш на извещение посредством СМС-сообщения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая это конституционное положение, а также положение части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
Рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции (пункт 2 части 1 статьи 310 названного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд с использованием средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона, на которые направляется извещение.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, в целях реализации права гражданина на судебную защиту, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о доставке (получении адресатом) судебного извещения посредством СМС-сообщения (л.д. 85).
Доводы кассационной жалобы о наличии в материалах дела расписки Ш о согласии на уведомление СМС-сообщением от 25 февраля 2020 года (лист дела не пронумерован), не ставит под сомнение вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.