Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гусейнова Агалара Телман-оглы на решение Ленинского районного суда города Кирова от 30 июня 2020 года и апелляционное определение Кировского областного суда от 22 сентября 2020 года по делу N 2а-757/2020 по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по городу Кирову о взыскании с Гусейнова Агалара Телман-оглы обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выслушав с использованием систем видеоконференц-связи объяснения представителя Гусейнова А.Т. по доверенности Питиримовой С.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Инспекции ФНС России по городу Кирову Дудиной Т.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС России по городу Кирову обратилась в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций с Гусейнова А.Т. на общую сумму "данные изъяты", из них: "данные изъяты" - налог на имущество физических лиц за 2016 год; "данные изъяты" - пени по налогу на имущество.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 26 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 августа 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 30 октября 2020 года, Гусейнов А.Т. просит состоявшиеся судебные акты отменить как незаконные, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Судами установлено, что Гусейнов А.Т. в 2016 году являлся собственником 18 объектов недвижимого имущества, включая строения (помещения, сооружения), расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N.
Налоговая база объекта недвижимости с кадастровым номером N исчислялась исходя из кадастровой стоимости в размере "данные изъяты". Решением Комиссии при Управлении Росреестра по Кировской области от 4 декабря 2017 года N 33 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 30 ноября 2011 года в размере "данные изъяты". Заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подано Гусейновым А.Т. 14 ноября 2017 года.
ИФНС России по городу Кирову Гусейнову А.Т. начислен налог на имущество за 2016 год в сумме "данные изъяты" со сроком уплаты не позднее 20 февраля 2018 года, и направлены налоговые уведомления от 9 сентября 2017 года N 49163327, от 22 декабря 2017 года N 83164344 (после изменения срока уплаты).
Задолженность частично погашена. Остаток задолженности по налогу за 2016 год (с учетом уменьшения) составил "данные изъяты".
Поскольку налог в полном объеме в установленный срок уплачен не был, налоговым органом Гусейнову А.Т. направлено требование N 23765 об уплате налога на имущество за 2016 год, а также задолженности по пеням, начисленным за период с 21 февраля 2018 года по 26 февраля 2018 года на недоимку за 2016 год в сумме "данные изъяты", со сроком исполнения до 9 апреля 2018 года.
Последовательно установленные пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены - с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, налоговым органом соблюдены. Судебный приказ от 1 августа 2018 года отменен мировым судьей 24 июня 2019 года. С настоящим административным иском в суд административный истец обратился 24 декабря 2019 года.
Правильность расчёта задолженности не оспорена.
При взыскании с административного ответчика задолженности по обязательным платежам и санкциям, судами применены положения пунктов 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ, согласно которым налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Отклоняя доводы административного ответчика о применении к объекту недвижимости с кадастровым номером 43:40:000459:164 налоговой базы за налоговый период 2016 года в размере 32 879 000 рублей, определённой по состоянию на 30 ноября 2011 года решением Комиссии при Управлении Росреестра по Кировской области от 4 декабря 2017 года N 33, суды указали, что редакция пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, начала действовать с 1 января 2019 года, соответственно, может применяться к правоотношениям, возникшим после названной даты.
Данный вывод в полной мере согласуется положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 25 июня 2019 года N 1565-О, от 19 декабря 2019 года N 3562-О, от 30 января 2020 года N 45-О указал, что нормы Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, устанавливающие новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов, а следовательно, оспариваемое законоположение, регулирующее вопросы применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, определенной исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества, не нарушает конституционных прав налогоплательщиков.
Что касается ссылки административного ответчика на положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, судами также обоснованно указано на введение в действие данных положений закона с 1 января 2019 года (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ).
Частью 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Кирова от 30 июня 2020 года и апелляционное определение Кировского областного суда от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гусейнова Агалара Телман-оглы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.