Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Г.А.В, К.Н.П, П.Д.В, С.В.Н, С.Н.И, С.А.С, Т.Н.В, Ц.С.М, Щ.С.А, Я.В.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 июня 2020 года по административному делу N 2а-1833/2020 по административному исковому заявлению депутатов Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Г.А.В, Д.Ю.А, К.Н.П, П.Т.В, П.Д.В, С.В.Н, С.Н.И, С.А.С, Т.Н.В, Ц.С.М, Щ.С.А. Я.В.А. к Собранию депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании решения о назначении Главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" незаконным и не действительным с момента его принятия.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Щ.С.А, представителя административных истцов Г.А.В, К.Н.П, П.Т.В, П.Д.В, С.В.Н, С.Н.И, С.А.С, Т.Н.В, Ц.С.М, Щ.С.А. Я.В.А. по доверенности А.Г.А, возражения представителя Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" по доверенности Г.А.М. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
депутаты Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" седьмого созыва от Советского одномандатного избирательного округа N Т.Н.В, от Заречного одномандатного избирательного округа N Я.В.А, от Кировского одномандатного избирательного округа N С.А.С, от Новозаречного одномандатного избирательного округа N Ц.С.М, от Ураевского одномандатного избирательного округа N С.В.Н, от Мирного одномандатного избирательного округа N К.Н.П, от Лобачевского одномандатного избирательного округа N П.Д.В, от Осипенковского одномандатного избирательного округа N Д.Ю.А, от Красноармейского одномандатного избирательного округа N Г.А.В, от Подольского одномандатного избирательного округа N Щ.С.А, от Васильевского одномандатного избирательного округа N П.Т.В, от Южного одномандатного избирательного округа N С.Н.И. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - городское Собрание) от ДД.ММ.ГГГГ N-VII "О назначении главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", ссылаясь на то, что при принятии оспариваемого решения не соблюдены требования пункта 2 статьи 24, пункта 1 статьи 28, пункта 5 статьи 32, 35 Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола", статей 41, 55 Регламента Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола". Данным решением нарушены права депутатов, закрепленные в статье 12 Положения о статусе депутата Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола".
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 июня 2020 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 6 ноября 2020 года, административные истцы Г.А.В, К.Н.П, П.Д.В, С.В.Н, С.Н.И, С.А.С, Т.Н.В, Ц.С.М, Щ.С.А, Я.В.А. просят об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее авторы повторяют содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, указывают о том, что сессия депутатов Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от ДД.ММ.ГГГГ, на которой было принято оспариваемое решение, являлась неправомочной, поскольку в ее работе не присутствовала необходимая численность депутатов, предусмотренная частью 5 статьи 32 Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, в Собрание депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" седьмого созыва избрано 33 депутата, в том числе административные истцы.
Решением первой очередной сессии городского Собрания седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ N-VII главой городского округа "Город Йошкар-Ола", исполняющим полномочия председателя Собрания депутатов седьмого созыва избран К.В.М. - депутат от Маяковского избирательного округа N.
ДД.ММ.ГГГГ в городское Собрание председателем конкурсной комиссии на замещение вакантной должности главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" К.В.М. внесен проект решения "О назначении главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города)" для его рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" седьмого созыва принято распоряжение N-рпос о созыве второй (внеочередной) сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. Распоряжение размещено на официальном сайте городского Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://gor-sobry-ola.ru/).
В повестку дня второй (внеочередной) сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" седьмого созыва, помимо иных, также внесен вопрос о назначении главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вопросы повестки дня второй (внеочередной) сессии рассмотрены на заседаниях постоянных комиссий по законности и бюджету, постоянной комиссии по развитию городского хозяйства городского Собрания.
ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" принято решения N 14-VII "О назначении главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемое решение принято с соблюдением установленного порядка, в переделах полномочий городского Собрания, и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу подлежащей отклонению по следующим причинам.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В свою очередь, как следует из содержания части 1 статьи 35 названного федерального закона, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (часть 1.1).
Согласно части 1 статьи 24 Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - Устав), действовавшего в период принятия оспариваемого решения, городское Собрание является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления городского округа "Город Йошкар-Ола", представляет интересы населения и принимает решения, действующие на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".
Городское Собрание состоит из 35 депутатов, избираемых на муниципальных выборах в соответствии с Федеральным законом и законами Республики Марий Эл (часть 2).
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 25 Устава избрание главы городского округа "Город Йошкар-Ола" отнесено к полномочиям городского Собрания.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 32 Устава сессия городского Собрания правомочна, если в ее работе участвует не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Порядок организации деятельности городского Собрания, а также порядок принятия решений определяются его Регламентом, утверждаемым решением городского Собрания.
Аналогичные требования к проведению сессии городского Собрания приведены в статье 41 Регламента Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Регламент), утвержденного решением семнадцатой сессии пятого созыва Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от ДД.ММ.ГГГГ N-V, согласно которой заседание городского Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов городского Собрания.
Регистрация депутатов проводится перед каждым заседанием. В случае невозможности прибыть на заседание депутат сообщает об этом председателю Собрания депутатов или в аппарат городского Собрания.
Статья 73 Регламента предусматривает, что решения городского Собрания принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Собрания, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Уставом, настоящим Регламентом.
Руководствуясь названным правовым регулированием применительно к рассматриваемому административному делу, суды обеих инстанций пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое решение принято компетентным органом с соблюдением установленной процедуры голосования, исходя из необходимой численности депутатов городского Собрания.
Как верно указано судами, перед началом второй (внеочередной) сессии городского Собрания ДД.ММ.ГГГГ регистрацию прошли 33 депутата городского Собрания седьмого созыва, что составляет более двух третей от установленной численности депутатов (35 депутатов).
В дальнейшем 12 депутатов городского Собрания (административные истцы), в нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 11 Положения о статусе депутата Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением XVI сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от ДД.ММ.ГГГГ, самовольно покинули зал заседания.
В связи с этим, большинством голосов депутатов городского Собрания было принято решение об объявлении перерыва в работе сессии, которая, после надлежащего уведомления всех депутатов, была продолжена ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут в большом зале администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Факт информированности административных истцов об объявлении перерыва, времени и месте возобновления сессии городского Собрания подтверждается материалами административного дела и ими не оспаривается.
Таким образом, исходя из содержания статьи 55 Регламента вторая (внеочередная) сессия городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ после объявления перерыва была продолжена в соответствии с установленной процедурой с учетом необходимого количества зарегистрированных до ее начала депутатов.
При этом суды обоснованно указали, что покинувшие заседание депутаты (административные истцы) добровольно отказались от голосования по вопросам повестки дня. Препятствий по исполнению депутатами своих обязанностей судами не установлено.
В дальнейшем по предложению постоянной комиссии по законности депутаты приняли проект решения "О назначении главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города)". За принятие решения о назначении М.Е.В. главой администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэром города) проголосовали "за" 20 депутатов, не голосовали 13 депутатов.
Следовательно, оспариваемое решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов городского Собрания, и не влечет нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, что исключало возможность удовлетворения заявленных ими требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению по вышеприведенным основаниям.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Г.А.В, К.Н.П, П.Д.В, С.В.Н, С.Н.И, С.А.С, Т.Н.В, Ц.С.М, Щ.С.А, Я.В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.