Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.
судей Алексеева Д.В, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Севостьянова Александра Рудольфовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 августа 2020 года по административному делу N 2а-230/2020 по административному исковому заявлению Севостьянова Александра Рудольфовича к ИФНС России по Красноглинскому району города Самары об оспаривании решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Севостьянова А.Р. по доверенностям Федоренко Д.Д. и Курнева И.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ТСН "Волжский" по доверенности Лазарева А.Г, возражения представителя ИФНС России по Красноглинскому району Алейниковой С.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Жигулевского городского суда Самарской области от 12 марта 2020 года административное исковое заявление Севостьянова А.Р. удовлетворено. Признано недействительным решение ИФНС России по Красноглинскому району города Самары о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице ТСН "Волжский" (ОГРН N, ИНН N), внесенных 19 декабря 2019 года за государственным регистрационным номером N. На ИФНС России по Красноглинскому району города Самары возложена обязанность по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об их недействительности.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 11 ноября 2020 года, Севостьянов А.Р. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на то, что протоколом N 2 от 17 ноября 2019 года внеочередного общего собрания в очно-заочной форме членов ТСН "Волжский" голосованием по пункту 6 повестки дня прекращены полномочия председателя правления ТСН Шапорева А.В. Голосованием по пункту 8 повестки дня председателем ТСН избрана Памурзина И.А. Полномочия Севостьянова А.Р. не прекращались, отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении полномочий Севостьянова А.Р.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель ИФНС России по Красноглинскому району города Самары просит оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Севостьянова А.Р. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела были допущены.
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Пунктами 4.2 и 4.4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
проведения осмотра объектов недвижимости;
привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
В силу подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Судами установлено, что 23 ноября 2019 года ТСН "Волжский" в лице Памурзиной И.А. обратилось в ИФНС России по Красноглинскому району города Самары с заявлением, оформленным по форме Р14001, о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В заявлении указано на прекращение полномочий председателя равления Севостьянова А.Р. в связи с возложением полномочий на Памурзину И.А. Подлинность подписи Памурзиной И.А. удостоверена 23 ноября 2019 года нотариусом города Тольятти Макуловой И.В, зарегистрировано в реестре за N 63/71-н/63-2019-5-761.
К заявлению приложен протокол N 2 внеочередного общего собрания в очно-заочной форме членов ТСН "Волжский" от 17 ноября 2019 года, в котором указано о принятом решении о прекращении полномочий правления и председателя правления Шапорева А.В. и избрании председателем правления Памурзиной И.А.
Решением N 67908А от 29 ноября 2019 года ИФНС России по Красноглинскому району города Самары принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации - представление документов, содержащих недостоверные сведения.
Указанный отказ получен Памурзиной И.А. 2 декабря 2019 года по каналам связи.
12 декабря 2019 года в ИФНС России по Красноглинскому району города Самары от имени ТСН "Волжский" в лице Памурзиной И.А. лично повторно предоставлено то же самое заявление по форме Р14001 (входящий N 72367А/2019). Дополнительно какие-либо документы не представлены.
19 декабря 2019 года административным истцом принято решение о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц в части изменения сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, Севостьянова А.Р. на Памурзину И.А. (государственный регистрационный N).
Также установлено, что 9 декабря 2019 года Севостьяновым А.Р. на сайт ФНС России и 10 декабря 2019 года в ИФНС России по Красноглинскому району города Самары в свободной форме, а также 16 декабря 2019 года оформленное по форме 38001, лично были поданы возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений Устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, в которых он указывает, что на основании протокола N 1/19 от 29 сентября 2019 года является председателем правления ТСН "Волжский". 14 ноября 2019 года административным ответчиком внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц за номером N, однако им, как председателем правления, никаких заявлений в ИФНС России по Красноглинского району города Самары не подавалось, в связи с чем просил учесть указанные факты и не производить регистрационные действия, вносимые в сведения реестра (форма N Р14001), в части лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, до выяснения обстоятельств.
Разрешая спор и признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение положений пунктов 4.2, 4.4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" данное решение принято на основании поданного повторно заявления, без предоставления каких-либо документов, по которому ранее (29 ноября 2019 года) административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения, а также без учета письменных возражений заинтересованного лица Севостьянова А.Р. относительно предстоящей государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в части прекращения его полномочий.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что 12 декабря 2019 года (входящий N 72367А) административному ответчику представлен пакет документов на государственную регистрацию внесения изменений в сведения о юридическом лице ТСН "Волжский" ОГРН N, а именно: о прекращении полномочий председателя правления Севостьянова А.Р. и возложении указанных полномочий на Памурзину И.А. Подпись заявителя Памурзиной И.А. на заявлении по форме N Р 14001 удостоверена нотариусом города Тольятти Макуловой И.В, то есть соответствует требованиям пункта 1.2 статьи 9 Федерального Закона о регистрации. Информация об отсутствии у административного ответчика оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, направлена Севостьянову А.Р. письмами за исходящим N 11-022/36551@ от 27 декабря 2019 года и исходящим N 11-021/36753 от 30 декабря 2019 года в ответ на его возражение и обращения.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предусмотренные законом основания для отказа в совершении регистрационного действия у административного ответчика отсутствовали, поскольку заявление, а также иные представленные на государственную регистрацию в отношении ТСН "Волжский" документы соответствовали требованиям норм действующего налогового законодательства. Налоговым органом правомерно принято решение о государственной регистрации изменений в части прекращения полномочий председателя Севостьянова А.Р. и возложении полномочий на Памурзину И.А. Оспариваемое решение налогового органа принято с учетом письменных возражений Севостьянова А.Р, из содержания которых усматривается корпоративный спор о праве управления товариществом.
Между тем, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания, что Памурзина И.А, обращаясь к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в сведения о ТСН "Волжский", содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, заменив Севостьянова А.Р. на Памурзину И.А, подтверждение представила протокол N 2 внеочередного общего собрания в очно-заочной форме членов ТСН "Волжский" от 17 ноября 2019 года, в котором указано о принятом решении о прекращении полномочий председателя правления ТСН "Волжский" Шапорева А.В. и избрании председателем правления Памурзиной И.А.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 приказа ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" предусмотрены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, которыми являются:
наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;
несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России.
Пунктом 3 названного приказа установлено, что основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации.
Подпунктами 1 и 8 пункта 5 и пунктом 17 приказа предписано, что указанные в пунктах 2 и 4 обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случаях если:
при выявлении оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлены основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность таких сведений, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.
Таким образом, при наличии противоречий в сведениях, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России, письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов, оспариваемое решение регистрирующего органа не может быть признано законным. Данным решением ущемляются права лица, сведения о котором содержал ЕГРЮЛ.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В связи с этим нельзя согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, согласившегося с решением регистрирующего органа, и констатировавшего отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления Севостьянова А.Р. Данные выводы основаны на неправильном применении норм материального закона. Соответственно, судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 августа 2020 года отменить.
Оставить в силе решение Жигулевского городского суда Самарской области от 12 марта 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.