Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абдуазимова Рузибоя на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2020 года по административному делу N 2а-2092/2020 по административному исковому заявлению Абдуазимова Рузибоя об оспаривании решения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан об аннулировании вида на жительство.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела доводы кассационной жалобы и содержание обжалуемых судебных постановлений судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 22 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2020 года, требования Абдуазимова Р. об оспаривании решения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан N 2469/14/2 от 6 апреля 2020 года об аннулировании ранее выданного Абдуазимову Р. вида на жительство серии 82 N 0772553 от 8 апреля 2015 года и возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушение оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции Абдуазимов Р. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актах ссылаясь на то, что законных оснований для аннулирования вида на жительство не имелось, оспариваемое решение нарушает его права и ущемляет права членов его семь, лишив их средств к существованию. Податель жалобы также указывает, что привлечение его к административной ответственности 28 февраля 2020 года и 29 февраля 2020 года связано с несвоевременной подачей уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации и не проживанием по месту регистрации не может являть основанием для принятия решения об аннулировании вида на жительство.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) определено, что вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ вид на жительство иностранному гражданину не выдаётся, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Судами установлено, что решением Министерства внутренних дел по Республике Татарстан N 2469/14 от 8 апреля 2015 года гражданину Республики Таджикистан Абдуазимову Р. оформлен вид на жительство серии 82 N 0772553 сроком действия до 8 апреля 2020 года.
Решением Министерства внутренних дел по Республике Татарстан N 2469/14/2 от 6 апреля 2020 года ранее выданный Абдуазимову Р. вид на жительство аннулирован на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
Соглашаясь с обоснованностью принятого административным ответчиком решения и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что основанием для аннулирования ранее выданного Абдуазимову Р. вида на жительство послужило привлечение Абдуазимова Р. 28 февраля 2020 года и 29 февраля 2020 года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
28 февраля 2020 года Абдуазимов Р. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение административного правонарушения, связанного с режимом пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а именно - по истечении очередного года проживания по виду на жительство за 2018 года не уведомил ОВМ отдела МВД России по Альметьевскому району. Постановление вступило в законную силу, административный штраф уплачен Абдуазимовым Р. 28 февраля 2020 года.
29 февраля 2020 года административный истец Абдуазимов Р. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение административного правонарушения, связанного с режимом пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а именно - будучи зарегистрированным по месту жительства по адресу: "адрес", проживал не по месту регистрации, фактически по адресу: "адрес". Постановление вступило в законную силу, административный штраф уплачен Абдуазимовым Р. 29 февраля 2020 года.
Соответствующие протоколы об административных правонарушениях составлены 28 и 29 февраля 2020 года.
Судебные инстанции пришли к выводу о законности принятого административным ответчиком решения.
Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом.
Пунктами 11 и 12 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрена обязанность постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения ими вида на жительство подать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего жительства (при отсутствии места жительства - по месту пребывания).
При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство с приложением документов, подтверждающих невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок. Документы, подтверждающие невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок, могут быть представлены в форме электронных документов.
В уведомление, помимо прочего, вносятся сведения об адресе места жительства (при отсутствии места жительства - адрес места пребывания) иностранного гражданина.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 19 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2006 года N 109-ФЗ) предусмотрена обязанность постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, обладающих правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены данным Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
Статья 2 Федерального закона от 19 июля 2006 года N 109-ФЗ указывает, что местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства)является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Фиктивной регистрацией по месту жительстваявляется регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2006 года N 109-ФЗ указывает, что миграционный учетвключает в себя:
1)регистрацию по месту жительстваиучет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданстваправилвъезда в Российскую Федерацию либорежимапребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушенииправил миграционного учета, передвижения илипорядкавыбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральнымзаконом.
Таким образом, несмотря на то, что административный истец был привлечен к административной ответственности за два административных правонарушения в сфере миграционного учета с различными составами правонарушения, протоколы об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности датированы разными датами (28 и 29 февраля 2020 года), фактически данные правонарушения, являясь длящимися, по периодам их совершения совпадают, выявлены одновременно. При этом положения подпункта 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ предполагают, что после привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения иностранный гражданин вновь совершил правонарушение в сфере режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Следовательно, оснований полагать, что имеет место неоднократное, то есть два и более раза в течение года, совершение административного правонарушения, связанного с режимом пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, являющегося основанием для аннулирования вида на жительство, ранее выданного иностранному гражданину, как требуют того положения подпункта 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, не имелось.
Кроме того, подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274) установлено, что в период с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно в отношений иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения об аннулировании ранее выданных видов на жительство.
Подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 с 15 марта 2020 годаприостановлены сроки действия ранее выданных видов на жительство, у которых в указанный период истекает срок действия.
Данному нормативному правовому акту придана обратная сила.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (статья 90).
Абзацем вторым части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В силу положений частей 1 и 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основанииКонституцииРоссийской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Таким образом, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судами неправильно применены нормы материального закона и не применены нормы закона, подлежащие применению, что повлекло принятие неправильных судебных актов, в связи с чем подлежат отмене.
Поскольку все обстоятельства административного дела установлены, по делу должно быть постановлено новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отмене решения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан N 2469/14/2 от 6 апреля 2020 года об аннулировании вида на жительство, ранее выданного Абдуазимову Р.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2020 года отменить.
Постановить по делу новое решение:
"Административное исковое заявление Абдуазимова Рузибоя удовлетворить.
Решение Министерства внутренних дел по Республике Татарстан N 2469/14/2 от 6 апреля 2020 года об аннулировании ранее выданного Абдуазимову Рузибою вида на жительство серии 82 N 0772553 от 8 апреля 2015 года отменить".
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.