Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан) на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года по административному делу N 2а-512/2020 по административному исковому заявлению К к Межмуниципальному отделу по Калтасинскому, Краснокамскому районам, городу Нефтекамск и Агидель Управления Росреестра по Республике Башкортостан (далее - территориальный отдел Управления Росреестра по Республике Башкортостан), Управлению Росреестра по Республике Башкортостан об оспаривании уведомления от 26 августа 2019 года о приостановлении государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, представителя административного ответчика Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца К, представителя заинтересованного лица Б, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 16 августа 2019 года (л.д. 52, т.1) К со 2 марта 2016 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 3969 квадратных метров (далее - нежилое здание).
22 августа 2019 года между К и С (покупателем) заключен нотариально удостоверенный договор купли-продажи 1/10 доли в праве собственности на нежилое здание.
Заключение указанного договора послужило основанием для обращения в орган, осуществляющем государственную регистрацию прав.
Согласно уведомлению от 26 августа 2019 года государственным регистратором территориального отдела Управления Росреестра по Республике Башкортостан Х государственная регистрация перехода права приостановлена в соответствии с пунктами 1, 5, 7, 8, 9, 13 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с отсутствием разрешения на ввод нежилого здания в эксплуатацию (л.д. 7-8, т. 1). Кроме того, в уведомлении государственным регистратором сделан вывод о ничтожности договора купли продажи от 24 февраля 2016 года, на основании которого К стал собственником нежилого здания.
К оспорил названное уведомление в судебном порядке, ссылаясь на его незаконность.
Решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2020 года административный иск удовлетворен, уведомление от 26 августа 2019 года признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 18 ноября 2020 года, Управление Росреестра по Республике Башкортостан просит судебные акты отменить, повторяя доводы об отсутствии разрешения на ввод рассматриваемого объекта в эксплуатацию, а также указывая на наличие признаков самовольной постройки, что может повлечь нарушение прав и законных интересов других лиц.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 приведенного выше Кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, среди которых:
лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (пункт 1);
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5);
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7);
представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (пункт 8);
не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9);
сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13).
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение государственного регистратора незаконным, судебные инстанции правомерно исходили из того, что в оспариваемом уведомлении не содержится мотивированных выводов о том, в чем выражено нарушение вышеприведенных пунктов части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Также суды правомерно установили, что государственный регистратор, ссылаясь в уведомлении на отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, фактически поставил под сомнение возникновение у К права собственности на нежилое здание, которое зарегистрировано государственным органом, осуществляющем государственную регистрацию прав и в судебном порядке не оспорено.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что государственный регистратор, приостанавливая государственную регистрацию по вышеприведенным мотивам вышел за рамки полномочий, предоставленных Законом N 218-ФЗ, являются верными.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно опровергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 28 декабря 2020 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.