Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2020 года по административному делу N 3а-227/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "УльяновскФармация" о признании недействующими пунктов 7382, 2664, 522, 5806, 5940 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 года N 157-ПОД, пунктов 4244, 1403, 277, 3204, 3293 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 года N 157-ПОД, пунктов 3619, 1235, 263, 2730, 2810 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 27 ноября 2019 года N 192-пр.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 157-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", который опубликован в газете "Ульяновская правда" от 30 ноября 2017 года N 89 и размещен на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 167-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", который опубликован в газете "Ульяновская правда" N 88 от 29 ноября 2018 года и размещен на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ N 192-ПР "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", который опубликован в газете "Ульяновская правда" N 92 от 30 ноября 2019 года и размещен на официальном сайте Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области https://daig.ulregion.ru.
Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы (далее - Перечни), являющиеся приложениями к вышеозначенным приказам.
Так, пунктом 7382 включен в Перечень на 2018 год, пунктом 4244 - в Перечень на 2019 год, пунктом 3619 - в Перечень на 2020 год объект недвижимости с кадастровым номером N - нежилое здание площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес".1.
Пунктом 2664 включен в Перечень на 2018 год, пунктом 1403 - в Перечень на 2019 год, пунктом 1235 - в Перечень на 2020 год объект недвижимости с кадастровым номером N - здание аптеки, назначение - нежилое, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Пунктом 522 включен в Перечень на 2018 год, пунктом 277 - в Перечень на 2019 год, пунктом 263 - в Перечень на 2020 год объект недвижимости с кадастровым номером N - здание аптеки, назначение - нежилое, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Пунктом 5806 включен в Перечень на 2018 год, пунктом 3204 - в Перечень на 2019 год, пунктом 2730 - в Перечень на 2020 год объект недвижимости с кадастровым номером N - здание аптеки, назначение - нежилое, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Пунктом 5940 включен в Перечень на 2018 год, пунктом 3293 - в Перечень на 2019 год, пунктом 2810 - в Перечень на 2020 год объект недвижимости с кадастровым номером N - здание аптеки, назначение - нежилое, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
АО "УльяновскФармация" (далее - административный истец, общество), являясь собственником вышеуказанных объектов недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеуказанных пунктов Перечней.
В обоснование административного иска указано, что нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N расположены на земельных участках с видом разрешенного использования - под здание аптеки, который не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых центров. Торговая площадь зданий составляет менее 20%. Здание с кадастровым номером N, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения административных зданий не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых центров. Данное здание, не используемое длительное время, состоит из производственных, складских, учрежденческих и служебных помещений. Включение спорных объектов недвижимого имущества в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Ульяновского областного суда от 22 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2020 года, административное исковое заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной путем почтового отправления 18 ноября 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по доверенности Шамсутдинова Л.М. просит отменить вышеназванные судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований общества.
В обоснование кассационной жалобы указано, что по итогам обращения административного истца в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением об определении вида фактического пользования спорных объектов недвижимого имущества установлено, что объекты с кадастровыми номерами N, N, N расположены на земельных участках с видом разрешенного использования - под зданием аптеки; объект с кадастровым номером N расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения здания аптеки; объект с кадастровым номером N расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - под административное здание. Комиссией определено соответствие спорных объектов недвижимости критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вид разрешенного использования - под зданием аптеки предполагает размещение здания розничной торговли лекарственными средствами, вид разрешенного использования - под административное здание предполагает размещение на нем административно-делового центра.
Автор жалобы отмечает, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка тому, что фактическое использование спорных объектов недвижимости однозначно предусматривает размещение на нем объектов торговли, в связи с чем включение спорных зданий в оспариваемые пункты Перечней по критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Из материалов административного дела следует, что АО "УльяновскФармация" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества:
наименование - здание, назначение - нежилое с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - под зданием аптеки;
наименование - здание аптека, назначение - нежилое с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения здания аптеки;
наименование - здание аптеки N, назначение - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - под зданием аптеки;
наименование - здание аптеки с принадлежностями, назначение - нежилое с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - под зданием аптеки;
наименование - здание, назначение - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - под административным зданием.
Анализируя виды разрешенного использования земельных участков, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 35 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 553н, правильно заключил, что виды разрешенного использования земельного участка - под зданием аптеки и для размещения здания аптеки безусловно не предполагают размещение на них торгового объекта, поскольку в аптечных организациях, помимо розничной торговли лекарственными средствами, может осуществляться деятельность по производству лекарств. Вид разрешенного использования - под административным зданием безусловно не предполагает размещение на нем офисного здания делового, административного и коммерческого назначения.
Указал, что обследования спорных объектов с целью установления вида их фактического использования на момент утверждения оспариваемых Перечней административными ответчиками не производились.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные здания по указанному основанию в Перечни включено быть не могло.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции согласилась с выводами суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций проанализировали положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, 372, 378.2, 406 Налогового кодекса Российской Федерации, нормы Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" и Постановления Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П, утверждающего Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Постановления Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П, утверждающего Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
Поскольку виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, из буквального их прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на них объекта исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству, то административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости или сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Из плана недвижимого имущества, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м имеет наименование "здание", включающее следующую классификацию помещений в нем: "данные изъяты"; и состоит из помещений с назначением по 1 этажу: "данные изъяты"; по 2 этажу: "данные изъяты"
Торговый зал площадью "данные изъяты" кв.м составляет 8, 29 % от общей площади здания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - под зданием аптеки.
На основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N означенное здание передано государственному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N" для осуществления медицинской деятельности.
Из плана недвижимого имущества, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м имеет наименование "здание аптеки", включающее следующую классификацию помещений в нем: "данные изъяты"; и состоит из помещений с назначением литер А1: "данные изъяты"; литер А12: "данные изъяты".
Торговый зал площадью "данные изъяты" кв.м составляет 13, 73% от общей площади здания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения здания аптеки.
Из технического плана, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м имеет наименование "здание аптеки N", включающее следующую классификацию помещений в нем: "данные изъяты"; и состоит из помещений с назначением литер А1: "данные изъяты".
Торговый зал площадью "данные изъяты" кв.м составляет 11, 69% от общей площади здания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - под зданием аптеки.
Из плана недвижимого имущества, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м имеет наименование "здание аптеки", "данные изъяты"; и состоит из помещений: литер А "данные изъяты"; этаж 1 Литер А: "данные изъяты"; этаж 1, Литер А1: "данные изъяты"; этаж 1 Литер А2: "данные изъяты".
Торговый зал площадью "данные изъяты" кв.м составляет 16, 7% от общей площади здания.
Объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N, сведения о котором в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Из плана недвижимого имущества, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание по адресу: "адрес", имеет наименование "здание", включающее следующую классификацию помещений в нем: "данные изъяты"; и состоит из помещений: этаж 1 Литер А - "данные изъяты"; этаж 2 Литер А - "данные изъяты".
Помещений, предназначенных для размещения офисного здания делового, административного и коммерческого назначения в здании не имеется. Понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Других помещений, предусматривающих размещение сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), которые позволяли бы отнести данное здание к административно-деловому центру, в здании не имеется.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - под административным зданием.
Поскольку виды разрешенного использования земельных участков безусловно не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания суды первой и апелляционной инстанций верно указали на необходимость установления фактического использования объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках.
Суды верно отметили отсутствие вида разрешенного использования - под зданием аптеки в классификаторе, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
Согласно документам технической инвентаризации помещения спорных объектов недвижимости, предназначенные для размещения торговых объектов занимают менее 20% от общей площади зданий, что свидетельствует о не соответствии критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит верными вышеозначенные выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки утверждению подателя жалобы относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для признания спорных зданий объектами, налоговая база которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, в материалы дело не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком вопреки положениям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказана законность включения спорных объектов в Перечни на 2018, 2019 и 2020 годы.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Содержание кассационной жалобы аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ульяновского областного суда от 22 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по доверенности Шамсутдиновой Л.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 25 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.