Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу начальника федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" ФИО8 на решение Ленинского районного суда города Кирова от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 12 августа 2020 года по административному делу N 2а-877/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, федеральному казённому учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" о признании бездействия и действий незаконными.
Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А, объяснения посредством систем видеоконференц-связи представителя по доверенностям федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области ФИО6 в обоснование доводов кассационной жалобы и возражения против её удовлетворения административного истца ФИО1 и его представителя адвоката ФИО7, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (далее - УФСИН России по Кировской области) в связи с неисполнением предусмотренного статьёй 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственного контроля за обеспечением соблюдения выполнения требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по обеспечению нормы жилой площади на одного осуждённого и пункта 133 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения об изолированном содержании в лечебно-профилактическом учреждении от других осуждённых лиц, осуждённых при особо опасном рецидиве, что привело к незаконному размещению осуждённого при особо опасном рецидиве совместно с ФИО1, чем были нарушены условия содержания ФИО1, о признании действий федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" (далее - ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области) по размещению осуждённого при особо опасном рецидиве ФИО9 в палате N 4 терапевтического отделения ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области незаконными, нарушающими условия содержания и создавшими угрозу личной безопасности ФИО1, а также о присуждении компенсации за нарушение условий содержания ФИО1 в исправительном учреждении и взыскании в качестве компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в период с 3 июля 2019 года по 18 сентября 2019 года 300 000 рублей с ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области, 150 000 рублей - с УФСИН России по Кировской области.
В обоснование требований указывалось, что отсутствие со стороны УФСИН России по Кировской области ведомственного контроля и нарушение норм уголовно-исполнительного законодательства привело к нарушению его прав и законных интересов, поскольку с 13 сентября 2019 года он содержался с нарушением норм жилой площади в палате N 4 терапевтического отделения ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области совместно с осуждённым при особо опасном рецидиве ФИО9 и был незаконно подвергнут взысканию со стороны начальника ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области, причиной которого стало высказанное им (ФИО1) замечание начальнику отряда по поводу нарушения норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Ленинский районный суд города Кирова решением от 28 мая 2020 года удовлетворил его частично. Суд признал незаконным бездействие УФСИН России по Кировской области, выразившееся в неисполнении предусмотренного статьёй 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственного контроля за обеспечением соблюдения требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по обеспечению нормы жилой площади на одного осуждённого, содержащегося в лечебно-профилактическом учреждении, и пункта 133 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" об изолированном содержании в лечебно-профилактическом учреждении от других осуждённых лиц, осуждённых при особо опасном рецидиве. Суд также признал незаконными и нарушающими условия содержания ФИО1 действия ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области по размещению осуждённого при особо опасном рецидиве ФИО9 в палате N 4 терапевтического отделения ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области. Суд постановилвзыскать с Федеральной службы исполнения наказаний за счёт казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области в период с 3 июля 2019 года по 18 сентября 2019 года в размере 10 000 рублей. В остальной части заявленных административных исковых требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 12 августа 2020 года указанное решение отменено в части признания незаконным бездействия УФСИН России по Кировской области, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 25 ноября 2020 года и поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 7 декабря 2020 года, начальник ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области ФИО8 просит отменить названные судебные акты и принять по делу новое решение.
В обоснование этого он указывает, что суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно причины размещения ФИО9 в палате N 4 терапевтического отделения ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области, а также не приняли во внимание положения Конвенции о правах инвалидов и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47.
В кассационной жалобе также отмечается, что судами не учтён приоритет норм об охране здоровья, изложенных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Представителем административного истца адвокатом ФИО7 поданы письменные возражения на кассационную жалобу, в которых он просит отказать в её удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся в суд лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на неё возражений, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределённого круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что осуждённый ФИО1 с 18 апреля 2019 года по 19 декабря 2019 года находился в ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области.
13 сентября 2019 года административный истец переведён в палату N 4 терапевтического отделения, где одновременно содержалось пять человек: ФИО1, ФИО9, Двоеглазов, Мстиславцев и Артамонов.
Из поэтажного плана первого этажа здания терапевтического отделения ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области следует, что площадь палаты N 4 терапевтического отделения составляет 21 кв. м.
14 сентября 2019 года после того, как осуждённый Двоеглазов переведён в другую палату, в палате N 4 осталось четверо осуждённых, один из которых - ФИО9 являлся лицом, осуждённым при особо опасном рецидиве преступлений.
По материалам дела достоверно установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 с 14 по 18 сентября 2019 содержался в палате N 4 терапевтического отделения ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области совместно с осуждённым при особо опасном рецидиве ФИО9
Постановлением начальника ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области от 23 сентября 2019 года ФИО1 объявлен выговор за то, что 14 сентября 2019 года он был не вежлив с осуждённым ФИО9
По результатам проверки, проведённой прокуратурой Кировской области по обращению ФИО1 установлено нарушение администрацией ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области требований статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 133 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, выразившееся в содержании в период с 13 по 16 сентября 2019 года осуждённого ФИО1 в одной палате лечебно-профилактического учреждения с лицом, осуждённым при особо опасном рецидиве преступлений. Мера взыскания в виде выговора, примененная к ФИО1 23 сентября 2019 года, отменена 23 декабря 2019 года, в адрес начальника УФСИН России по Кировской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства.
20 сентября 2019 года прокуратурой Кировской области по факту нарушения в терапевтическом отделении нормы жилой площади в расчёте на одного человека начальнику ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области вынесено предписание.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая административное исковое заявление в части соответствия условий содержания ФИО1 в ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области требованиям действующего законодательства, пришли к выводу о несоответствии условий содержания требованиям закона, а также о том, что допущенные нарушения повлекли за собой нарушение прав ФИО1 и необоснованное применение к нему меры взыскания в виде выговора, который впоследствии был отменён.
С такими выводами судебных инстанций судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым согласиться, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Так, согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы не может быть менее пяти квадратных метров.
Из положений части 2 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что лица, впервые осуждённые к лишению свободы, содержатся отдельно от осуждённых, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осуждённых содержатся: осуждённые при опасном рецидиве, осуждённые при особо опасном рецидиве преступлений; осуждённые к пожизненному лишению свободы; осуждённые, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
В соответствии с пунктами 132 и 133 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, лечебно-профилактические учреждения, оказывающие стационарную медицинскую помощь осуждённым, исполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осуждённых. В лечебно-профилактических учреждениях изолированно от других категорий осуждённых содержатся только мужчины, осуждённые при особо опасном рецидиве преступлений, осуждённые к пожизненному лишению свободы, а также осуждённые, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определённый срок или пожизненным лишением свободы, осуждённые к отбыванию лишения свободы в тюрьме. Указанные осуждённые содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах.
Статьёй 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Поскольку судами достоверно установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 13 по 14 сентября 2019 года содержался в палате N 4 терапевтического отделения ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области, площадь которой 21 кв. м, ещё с четырьмя осуждёнными, в то время как норма жилой площади в больнице учреждения уголовно-исполнительной системы установлена в расчете 5 кв. м на одного осуждённого к лишению свободы, а в период с 14 по 18 сентября 2019 содержался в палате N 4 совместно с осуждённым при особо опасном рецидиве, выводы о нарушении ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области условий содержания ФИО1 в лечебном учреждении соответствуют закону и основаны на фактических обстоятельствах дела.
Данные выводы судов достаточно мотивированы в судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, установленные обстоятельства дела, причины содержания ФИО1 совместно с осуждённым при особо опасном рецидиве не могут быть расценены как соразмерно восполняющие допущенные нарушения условий содержания и улучшающие положение лишённых свободы лиц. Сложности, возникшие при определении осуждённому при особо опасном рецидиве ФИО9 спального места и места содержания в ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области с учётом особенности его здоровья, не должны ставить под угрозу соблюдение прав иных находящихся в лечебном-профилактическом учреждении осуждённых. Краткость нахождения административного истца в одной палате с ФИО9 также не свидетельствует о правомерности действий ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части разрешения иных требований административного истца в кассационной жалобе не обжалуются и проверке в силу положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Ленинского районного суда города Кирова от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 12 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" ФИО8 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.