N 88а-26635/2020
25 декабря 2020 года город Самара
Судья судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинов И.И, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года по административному делу N 3а-18/2020 по административному исковому заявлению Л.О.В, Л.И.В, Л.А.В. о признании не действующим в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", установил:
Л.О.В, Л.И.В, Л.А.В. обратились в суд с административным иском к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующим пункта 3910 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2020 года, указанное административное исковое заявление удовлетворено. Копия решения направлена Л.А.В. по почте и получена им 15 февраля 2020 года. Решение суда вступило в законную силу 13 марта 2020 года.
2 июля 2020 года Л.А.В. обратился в суд с заявлением о взыскании с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл судебных расходов на оплату услуг представителей в размере "данные изъяты" и государственной пошлины в размере "данные изъяты", всего в размере "данные изъяты". Также в заявлении Л.А.В. ходатайствовал о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании судебных расходов, указывая, что названный срок пропущен в связи с введенными мерами по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - ограничение свободного перемещения граждан, соблюдение режима самоизоляции, изменение в работе органов и организаций.
Определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 августа 2020 года в удовлетворении ходатайства Л.А.В. о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления о взыскании судебных расходов и в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов, понесенных в рамках рассмотрения в Верховном Суде Республики Марий Эл административного дела N 3а-18/2020 отказано.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 августа 2020 года отменено. Л.А.В. восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу заявления о возмещении судебных расходов. Заявление Л.А.В. о возмещении судебных расходов направлено в Верховный Суд Республики Марий Эл для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 30 ноября 2020 года, административный ответчик Министерство государственного имущества Республики Марий Эл ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм процессуального права. Автор кассационной жалобы полагает, что административным истцом не представлено достоверных и объективных доказательств, наличия уважительных причин, препятствующих своевременной подачи заявления о взыскании судебных расходов.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы административного дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены апелляционного определения по следующим причинам.
Так, согласно части 1 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.
При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом (часть 2).
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления Пленума от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью гражданина, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, осуществление ухода за членом семьи и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 174, пункта 5 части 6 статьи 180, пункта 7 части 1 статьи 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядка и срока обжалования судебного акта; несоблюдение судом установленного статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока выдачи и направления копии решения суда лицам, участвующим в деле, другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно подготовить и подать мотивированною жалобу (например, введение режима повышенной готовности иди чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 30 марта 2020 года по 8 мая 2020 года были установлены нерабочие дни, введены ограничительные и иные мероприятия, в том числе ограничение на передвижение граждан и транспортных средств.
Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 "О введении режима повышенной готовности в Республике Марий Эл" (в. редакции от 29 мая 2020 года) по 21 июня 2020 года включительно на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности, на граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью, случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, следования (явки) в контрольно-надзорные органы, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы следствия, прокуратуры, иные правоохранительные органы, суды, в том числе по их повестке (требованию).
В соответствии с Указом Главы Республики Марий Эл от 8 мая 2020 года N 97 "О внесении изменения в Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 N39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" деятельность Верховного Суда Республики Марий Эл возобновлена с 12 мая 2020 года.
Как следует из пункта 4 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утверждённой Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и руководящими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установив, что значительная часть процессуального срока более двух месяцев из трех, представленного заявителю процессуальным законом для подачи заявления о возмещении судебных расходов, пришлась на нерабочие дни и дни ограничений (с 27 марта по 13 июня 2020 включительно, и последний день процессуального срока выпадал на режим повышенной готовности, который был отменен 21 июня 2020 года), обоснованно признав эти обстоятельства в качестве уважительных причин, объективно исключающих возможность реализации административным истцом своего процессуального права, восстановил ему срок на подачу заявления о возмещении судебных расходов.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном, произвольном толковании норм процессуального права и иной оценке фактических обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения вопроса о восстановлении срока подачи заявления о возмещении судебных расходов.
Руководствуясь статьей 327.1, частью 2 статьи 328, статьей 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья И.И. Фахрутдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.