Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу С.В.В. на решение Ленинского районного суда "адрес" от 12 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 года по административному делу N 2а-3280/2020 по административному исковому заявлению С.В.В. к участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2923 городского округа Самара о признании незаконными действий по отказу в признании недействительными бюллетеней по досрочному голосованию и признании недействительными бюллетеней по досрочному голосованию.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения С.В.В. и его представителя Б.В.В, возражения представителя территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары по доверенности Ф.А.А. против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора М.Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.В.В. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии избирательного участка N городского округа Самара о признании незаконными действий по отказу в признании недействительными
бюллетеней по досрочному голосованию за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признании данных бюллетеней недействительными и определении способа и сроков восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара 2 созыва по одномандатному избирательному округу N.
С.В.В. являлся зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу N. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Самары от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворён иск зарегистрированного кандидата в депутаты Б.Т.А. об отмене регистрации С.В.В. как кандидата.
Кассационным определением Шестого кассационного суда от 10 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Самары отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска. Таким образом, С.В.В. был восстановлен в качестве кандидата в депутаты с ДД.ММ.ГГГГ.
В период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно проходило досрочное голосование по выбору депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара 2 созыва по одномандатному избирательному округу N. Согласно сведениям, представленным территориальной избирательной комиссией, за указанный период досрочно проголосовало 38 избирателей. В бюллетени, которые выданы избирателям в указанный период, административный истец, как кандидат, включен не был (вычеркнут).
По мнению административного истца, лица, которые проголосовали досрочно, были лишены возможности отдать свой голос в поддержку его кандидатуры. В связи с указанными обстоятельствами С.В.В. обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка N городского округа Самара с заявлением о признании бюллетеней по досрочному голосованию за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно недействительными, однако административный ответчик своим решением в удовлетворении требований С.В.В. отказал, чем нарушил его права как кандидата.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 12 сентября 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований С.В.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 4 декабря 2020 года, административный истец С.В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель не соглашается с выводами судов о правомерности действий участковой избирательной комиссии об отказе в признании недействительными бюллетеней для досрочного голосования. Повторно указывает, что в связи с отсутствием в данных бюллетенях сведений о С.В.В. как кандидате в депутаты, избиратели не имели возможности отдать за него свои голоса. В результате допущенных нарушений оппонент административного истца по одномандатному избирательному округу N М.А.М. получил 208 голосов избирателей, из которых 31 голос был отдан в ходе досрочного голосования. Следовательно, как считает С.В.В, признание недействительными бюллетеней по досрочному голосованию изменило бы как итоги, так и результаты выборов.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте заседания суда кассационной инстанции своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено ввиду следующего.
Так, правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Пунктом 17 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что в случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8.1 настоящей статьи, соответствующие изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области N С.В.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва.
Вступившим 31 августа 2020 года в законную силу решением Ленинского районного суда города Самары от 18 августа 2020 года удовлетворен иск зарегистрированного кандидата в депутаты Б.Т.А. об отмене регистрации кандидата С.В.В.
На основании названного судебного акта решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары от ДД.ММ.ГГГГ N аннулирована регистрация кандидата С.В.В.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Самары отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска Б.Т.А.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары от ДД.ММ.ГГГГ N решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары от ДД.ММ.ГГГГ N "Об аннулировании регистрации кандидата С.В.В." отменено.
Таким образом, как правильно указано судами обеих инстанций, отсутствие в бюллетенях для досрочного голосования в период со 2 по ДД.ММ.ГГГГ сведений о кандидате С.В.В. было связано с отменой регистрации данного кандидата, который был восстановлен в этом статусе только ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, отсутствие сведений о С.В.В. в бюллетенях для досрочного голосования вытекало из требований федерального закона.
В свою очередь положениями статьи 65 и 68 Федерального закона N 67-ФЗ, регулирующими процедуру проведения досрочного голосования и порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией, не предусмотрена возможность признания недействительными бюллетеней для досрочного голосования до дня голосования по причине обоснованного отсутствия в них сведений о кандидате, регистрация которого была аннулирована до проведения досрочного голосования.
Пунктом 15 статьи 65 названного федерального закона определено, что процедура признания недействительными бюллетеней для досрочного голосования осуществляется в день голосования, в том числе по основаниям отсутствия в конвертах, в которые упакованы бюллетени, реквизитов, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, либо если из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, на референдуме по соответствующему вопросу референдума.
При этом, как следует из системного толкования положений статьи 68 Федерального закона N 67-ФЗ подсчет голосов по избирательным бюллетеням, заполненным избирателями, проголосовавшими досрочно, проводится в общем порядке, в ходе которого также может быть разрешен вопрос о признании бюллетеней недействительными по основаниям, предусмотренным законом.
Однако, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, административный истец обратился с заявлением в участковую избирательную комиссию с заявлением о признании недействительными бюллетеней для голосования ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дня официального голосования, что исключало возможность принятия административным ответчиком иного решения, как об отказе в его удовлетворении.
Судебная коллегия отмечает, что по своему содержанию административное исковое заявление, апелляционная и кассационная жалобы направлены на пересмотр итогов и результатов голосования, тогда как для этого положениями Федерального закона N 67-ФЗ и процессуального закона предусмотрен специальный порядок и сроки, применение которых возможно только после официального утверждения уполномоченным органом итогов и результатов голосования.
Между тем С.В.В, обратившись к административному ответчику с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, а в суд с административным исковым заявлением - ДД.ММ.ГГГГ, имел намерение инициировать процедуру пересмотра итогов и результатов голосования до дня их официального проведения, что является недопустимым.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исходя из фактических обстоятельств дела, установленных на основании надлежащей оценки представленных сторонами доказательств, суды пришли к правильным выводам об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного искового заявления С.В.В.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленных по административному делу судебных актов по безусловным основаниям, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы С.В.В. направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судами в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы судов не опровергают, им дана надлежащая оценка в решении и апелляционном определении, в силу чего не могут служить поводом к отмене законных и обоснованных судебных актов.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 января 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.