Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Емелина А.В.
судей Штырлиной М.Ю, Дурновой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лисина Константина Петровича на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10.06.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 03.10.2019 г. по гражданскому делу N 2-2091/2019 по исковому заявлению Лисина Константина Петровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными, возмещении ущерба, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Штырлиной М.Ю, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Лисин К.П. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области о признании действий незаконными, возмещении ущерба, компенсации морального вреда, указав, что он является получателем социальной пенсии по старости. Администрацией исправительного учреждения, в котором он отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы, из его пенсии по старости и ежемесячной федеральной социальной доплаты к пенсии производятся удержания для возмещения расходов по его содержанию в исправительном учреждении. Удержание из ежемесячной федеральной социальной доплаты к пенсии, по мнению истца, производится в нарушение положения ст.107 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации.
Уточнив заявленные требования, истец просил суд взыскать с ответчиков причиненный ущерб в размере 9 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10.06.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Оренбургского областного суда от 03.10.2019 г, в удовлетворении исковых требований Лисина К.П. к ФКУ "ИК N 8 Управления ФСИН России по Оренбургской области", УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России о признании действий незаконными, возмещении ущерба, компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с ч.2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Руководствуясь положениями ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и второй инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что осужденному Лисину К.П. УПФ Российской Федерации в г.Оренбурге по месту отбывания наказания производится перечисление пенсии и федеральной социальной доплаты.
Из пенсии Лисина К.П. и федеральной социальной доплаты к ней исправительным учреждением для возмещения расходов по его содержанию производятся удержания.
Судами установлено, что на лицевой счет истца независимо от всех удержаний зачисляется не менее 50% пенсии и федеральной социальной доплаты, которыми истец распоряжается по своему усмотрению.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении иска, руководствуясь п.5 ст.98, ст.107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что социальная доплата к пенсии не носит льготный характер, поскольку представляет собой денежную сумму к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данная доплата также не относится к государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (статьи 6.1 и 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи") и ежемесячной денежной выплате, установленной ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Следовательно, социальная доплата к пенсии по своей правовой природе является иным доходом, на который может быть обращено взыскание.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, приведены в мотивировочной части обжалуемых судебных постановлений, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Применение указанной нормы закона предполагает наличие как общих условий деликтной ответственности, таких как наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя, так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении иска.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность в полной мере распространяется и на осужденных. Помимо уплаты налогов согласно ч. 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации они также обязаны возмещать расходы на свое содержание.
Согласно п.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний, осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Правилами ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что из пенсии осужденного к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по его содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве". В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50% начисленной им пенсии.
Согласно ч. 4 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Таким образом, положения вышеприведенных правовых норм, предусматривающих возможность удержания из пенсии и федеральной социальной доплаты к ней, которые получает осужденный к лишению свободы, расходов по его содержанию и одновременно устанавливающие нормы и сроки такого удержания, а также гарантии сохранения определенной части пенсии в полном распоряжении ее получателя не могут расцениваться, как нарушающие конституционные права заявителя на социальное обеспечение.
Не оспаривая правомерность удержания из пенсии по старости для возмещения расходов по содержанию в исправительном учреждении, Лисин К.П. не согласен с тем, что удержания в соответствии с ч. 1 ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации производятся также из назначенной ему федеральной социальной доплаты к пенсии.
Лисин К.П не относится к категории лиц, для которых ежемесячная денежная выплата в системе социального обеспечения имеет специальный правовой режим, носит компенсационный характер, поскольку является неотъемлемой составляющей социальной поддержки и направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Согласно п.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний, осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Поскольку неправомерное удержание денежных средств истца не нашло подтверждения в судебном заседании, соответственно, судами обоснованно отказано в удовлетворении требований о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу и обжалование выводов судов по фактическим обстоятельствам дела, тогда как в силу ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В связи с изложенным, оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Лисина К.П. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.379.5, 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10.06.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 03.10.2019 г. по гражданскому делу N 2-2091/2019 по исковому заявлению Лисина Константина Петровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными, возмещении ущерба, компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу Лисина Константина Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Емелин
Судьи М.Ю.Штырлина
Н.Г. Дурнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.