Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н, судей Трух Е.В, Улановой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нилиной Лидии Хабрахмановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года по гражданскому делу N 2-41/2020 по иску Нилиной Лидии Хабрахмановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) о зачете в специальный стаж отдельных периодов работы и признании права на досрочную страховую пенсию по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛ:
Нилина Л.Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке) о зачете в специальный стаж отдельных периодов работы и признании права на досрочную страховую пенсию по старости, мотивируя следующим. 24 сентября 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ). Решением ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке от 29 октября 2019 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Просила признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке от 29 октября 2019 года N 611185/19 в части отказа в зачете в специальный стаж по Списку N 1 периодов работы: с 1 января 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 1 августа 2007 года в качестве машиниста насосной установки с полным рабочим днем под землей шахты "Молодежная", Донской ГОК-филиал АО "ТНК "Казхром"; обязать ответчика включить данные периоды работы в ее специальный стаж по Списку N 1; признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости, назначив ее с 20 октября 2019 года; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины и юридических услуг.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 22 января 2020 года исковые требования Нилиной Л.Х. удовлетворены. Суд признал за Нилиной Л.Х. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ; признал незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке от 29 октября 2019 года N 611185/19 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и в части отказа в зачете в специальный стаж Нилиной Л.Х, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы: с 1 января 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 1 августа 2007 года в качестве машиниста насосной установки с полным рабочим днем под землей шахты "Молодежная", Донской ГОК-филиал АО "ТНК "Казхром"; обязал ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке включить в специальный стаж по Списку N 1 периоды работы с 1 января 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 1 августа 2007 года в качестве машиниста насосной установки с полным рабочим днем под землей шахты "Молодежная", Донской ГОК-филиал АО "ТНК "Казхром"; обязал ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке назначить Нилиной Л.Х. досрочную страховую пенсию по старости с 20 октября 2019 года и выплатить ее; взыскал с ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке в пользу Нилиной Л.Х. расходы по оплате услуг представителя в размере 8 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 22 января 2020 года отменено. Вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Нилиной Л.Х. отказано.
Нилина Л.Х. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года, исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24 сентября 2019 года Нилина Л.Х. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке от 29 октября 2019 года N 611185/19 Нилиной Л.Х. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не включены периоды работы с 01.01.1998г. по 31.12.2001г. и с 01.01.2002г. по 01.08.2007г. в качестве машиниста насосной установки с полным рабочим днем под землей, шахта "Молодежная" Донской ГОК-филиал АО "ТНК "Казхром". Указанным решением определена продолжительность стажа Нилиной Л.Х, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, которая составила 3 года 00 месяцев 24 дня, при требуемых 7 лет 6 месяцев.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.
В силу части 2 статьи 30 вышеназванного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 26.01.1991 г.);
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее Список N 1 от 22.08.1956 г.), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно разделу I "Горные работы" Списка N 1 от 26.01.1991 г. правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах (в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков) (код-позиция 1010100а).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что компетентный орган Республики Казахстан подтвердил факт учета на территории Республики Казахстан спорных периодов работы истицы в качестве льготных по Списку N 1.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правовые основания для его удовлетворения отсутствуют, истицей не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
Доводы кассационной жалобы о том, что компетентный орган подтвердил факт учета на территории Республики Казахстан спорных периодов работы в качестве льготных, а именно по Списку N 1 со ссылкой на письмо от 23.10.2019г, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Как усматривается из письма от 23.10.2019г, Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Актюбинской области сообщил, что период работы с 07.12.1994г. по 01.08.2007 г. в ОАО "Донской ГОК" засчитывались в льготный стаж работы для исчисления пенсии на льготных условиях, так как работа протекала полный рабочий день в особо вредных и особо тяжелых условиях труда по Списку N 1 в отрасли "Горные работы", в период действия Закона о назначении пенсий на льготных условиях и засчитывалась бы в настоящее время в республике Казахстан для назначения государственного социального пособия (ГСП) по Списку N 1 при выполнении условий вышеприведенных нормативно правовых актов, в случае периода работы до 01.08.1998 г.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года, в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 года государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Казахстан.
В силу статьи 11 Соглашения от 13 марта 1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к Распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года, установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к стажу на соответствующих видах работ.
Институт досрочной пенсии в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 с 1 января 1998 года.
С 1 января 1998 года вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16 января 1996 года N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.
Анализ пенсионного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод, что поскольку имевший место стаж в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, то оснований полагать, что Нилина Л.Х, работая в период с 1 января 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 1 августа 2007 года в качестве машиниста насосной установки с полным рабочим днем под землей шахты "Молодежная", Донской ГОК-филиал АО "ТНК "Казхром" в Республике Казахстан, выполняла работу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, по Списку N 1, не имеется. Для включения в специальный стаж периода работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (Казахстан), подтверждающих период работы в льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из представленного же в дело письма от 23.10.2019г. усматривается, что Нилина Л.Х. имеет право не на досрочную страховую пенсию по старости по Списку N 1, а на назначение государственного социального пособия.
Учитывая то, что Нилина Л.Х. приобрела спорный трудовой стаж на территории Республики Казахстан, однако документами не подтверждено, что приобретенный стаж подлежал включению в льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нилиной Лидии Хабрахмановны - без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи
Е.В. Трух
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.