Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.В, судей Емелина А.В, Гаиткуловой Ф.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гилязетдиновой Таслимы Загитовны на решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-17/2020 по иску Гилязетдиновой Таслимы Загитовны к администрации сельского поселения Тавларовский сельсовет муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, Якуповой Ляйсан Фидратовны о признании договора дарения действительным и признании права собственности на недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи Иванова А.В, объяснения истца Гилязетдиновой Т.З, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гилязетдинова Т.З. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Тавларовский сельсовет муниципального района Буздякский район Республика Башкортостан, администрации муниципального района Буздякский район Республика Башкортостан, Якуповой Л.Ф, в котром просила признать договор дарения домовладения и земельного участка по адресу: "адрес", от 31 июля 1997 года заключенным; признать подлежащим регистрации переход права от дарителя ФИО4 к одаряемой Гилязетдиновой Т.З. по договору дарения от 31 июля 1997 года; признать недействительным свидетельства о праве собственности N от 28 июля 2017 года, N от 28 июля 2017 года, выданные Якуповой Л.Ф, и прекратить ее право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес". В обоснование требований указано, что 31 июля 1997 года между ней и ФИО4 в простой письменной форме заключен договор дарения домовладения по указанному адресу, договор удостоверен нотариусом. 12 июня 2002 года ФИО4 умерла. С момента передачи спорных объектов недвижимого имущества по договору дарения жилой дом и земельный участок находились в ее пользовании, последняя несла бремя содержания жилого дома как собственница, оплачивала коммунальные услуги, производила текущий ремонт, претензий к ней со стороны дарителя до дня ее смерти не предъявлялось, договор дарения недействительным не признавался. При обращении в Росреестр она узнала, что право собственности на жилой дом и земельный участок по указанному выше адресу оформлено за Якуповой Л.Ф. по договору дарения, заключенному с ФИО8, при этом последний в наследство не вступал. Право на спорное имущество у нее возникло ранее права ФИО8 и Якуповой Л.Ф.
Решением Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Гилязетдиновой Т.З. к администрации сельского поселения Тавларовский сельсовет муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, Якуповой Л.Ф. о признании договора дарения действительным и признании права собственности на недвижимое имущество - отказано в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 июня 2020 года решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гилязетдиновой Т.З. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гилязетдиновой Т.З. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как необоснованных. В обоснование доводов жалобы указано, что судами не приведено доказательств в подтверждение своих выводов. Отсутствие регистрации договора дарения не свидетельствует о его недействительности и отсутствии у истца права собственности на подаренное имущество, которое было ему передано.
В судебном заседании истец доводы кассационной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 31 июля 1997 года между ФИО4 и Гилязетдиновой Т.З. был заключен договор дарения жилого дома с надворными постройками, расположенными на земельном участке. Данный договор дарения был удостоверен государственным нотариусом Буздякской государственной нотариальной конторы Республики Башкортостан 31 июля 1997 года, зарегистрирован в реестре за N, указанный договор подписан его сторонами.
По условиям договора (пункт 1), ФИО5 подарила Гилязетдиновой Т.З. домовладение, состоящее из жилого бревенчатого дома, общей площадью 120 кв.м, жилой площадью 80 кв.м, бани бревенчатой, сарая, амбара, гаража кирпичного, находящихся в "адрес", расположенных на земельном участке мерою 2700 кв.м.
В силу пункта 2 договора, указанное домовладение принадлежит ФИО4 на основании справки администрации Тавларовского сельского совета от 23 июля 1997 года N.
В соответствии с пунктом 4 договора, до заключения настоящего договора подаренное домовладение никому не продано, не заложено, в споре и под арестом не состоит.
Из текста самого договора дарения от 31 июля 1997 года следует, что договор дарения квартиры должен был быть зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов по месту нахождения домовладения в администрации Тавларовского сельского совета.
12 июня 2002 года ФИО4 скончалась.
Письмом (за исх. N N от 8 августа 2019 года, 26 декабря 2019 года) нотариус Петинова В.Р. сообщает, что в Буздякской нотариальной конторе к имуществу ФИО4, 22 апреля 1927 года рождения, наследственное дело не заводилось.
Согласно справке, выданной Буздякским участком Октябрьского филиала Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" за N от 20 августа 2019 года, Гилязетдинова Т.З. по материалам филиала (территориального участка) на территории "адрес", собственником объектов не установлена.
Согласно справками, выданным главой сельского поселения Тавларовский сельсовет муниципального район Буздякский район Республики Башкортостан за N N от 14 августа 2019 года, 22 ноября 2019 года, договор дарения от 31 июля 1997 года, заключенный между ФИО4 и Гилязетдиновои Т.З, в реестре нотариальных действии не зарегистрирован.
Согласно справке, выданной главой сельского поселения Тавларовский сельсовет муниципального район Буздякский район Республики Башкортостан за N от 27 ноября 2019 года, Гилязетдинова Т.З. с 1 января 1991 года по настоящее время не зарегистрирована и не проживала по адресу: "адрес".
Согласно реестру регистрации нотариальных действий Тавларовский сельсовет Буздякского района Республики Башкортостан с 1991 года по 2007 год сведений о том, что договор дарения между ФИО4 и Гилязетдиновой Т.З. зарегистрирован в данном реестре, не значится.
Согласно информации, содержащейся в похозяйственных книгах за 1991-1995 г.г, 1997-2001 г.г, 2002-2006 г.г, 2007-2011 г.г, 2012-2016 г.г, выданных администрацией сельского поселения Тавларовский сельсовет муниципального района, ФИО8 владел и пользовался квартирой в жилом доме по адресу: "адрес". Гилязетдинова Т.З. в похозяйственных книгах не значится.
1 декабря 2011 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Буздякскому району Республики Башкортостан, зарегистрировано право собственности ФИО8 на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, на основании выписки от 1 декабря 2011 года из похозяйственной книги 02 с лицевым счетом N, 1 января 1997 года по 31 декабря 2001 года, выданной администрацией Тавларовский сельсовет Буздякского района Республики Башкортостан.
19 июля 2017 года ФИО8 умер.
25 августа 2017 года в нотариальную контору обратилась ФИО9 и ее дочь Якупова Л.Ф. для оформления наследства по закону к имуществу ФИО8, умершего 19 июля 2017 года. Нотариусом заведено наследственное дело N.
Письмом (за исх. N от 24 декабря 2019 года) Башэлектросбыт сообщает, что лицевой счет по адресу: "адрес", на имя ФИО8 открыт в апреле 1996 года, письменный договор представить не имеют возможности в связи объемностью архива. В 2017 году договор электроснабжения по указанному адресу оформлен на имя Якуповой Л.Ф. на основании договора дарения 18 июля 2017 года.
Руководствуясь положениями статей 239, 257 Гражданского кодекса РСФСР, оценив представленные доказательства, установив, что договор дарения не был зарегистрирован в порядке, установленном действующим на момент его заключения законодательством, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления.
С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции. При этом судом апелляционной инстанции также было установлено, что истец не принимала подаренное ей имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Указанные в кассационной жалобе доводы заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним был определен ГК РСФСР.
Согласно статье 257 Гражданского кодека РСФСР договор дарения жилого дома должен быть заключен в форме, установленной статьей 239 настоящего Кодекса, в соответствии с которой договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе или поселке городского типа, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся.
Аналогичные нормы содержатся в статье 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Проанализировав представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заключенный между сторонами договор дарения в установленном законом порядке зарегистрирован не был и, соответственно, не влечет юридических последствий для сторон, что является препятствием для признания его заключенным.
Кроме того, следует согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о том, что истец фактически не принимала подаренное ей имущество, не вступала во владение и пользование домом и земельным участком, с января 1991 года не была зарегистрирована и не проживала в данном жилом доме, не несла бремя содержания спорным имуществом.
Принимая во внимание установленные по делу указанные обстоятельства и приведенные выше нормы права, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гилязетдиновой Таслимы Загитовны - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Иванов
Судьи А.В. Емелин
Ф.С. Гаиткулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.