Дело N 88-18708/2020
17 сентября 2020 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в составе судьи Плеханова А.Н, рассмотрев единолично кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на апелляционное определение Самарского областного суда от 6 мая 2020 года по гражданскому делу N 2-3237/17 по исковому заявлению Умнова Сергея Владимировича к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных по временных платежей.
установил:
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Самары от 23 октября 2017 года частично удовлетворены исковые требования Умнова С.В. о взыскании за счет средств казны Российской Федерации суммы капитализированных платежей в счет возмещения вреда здоровью. С Министерства финансов Российской Федерации, за счет казны, в пользу Умнова Сергея Владимировича единовременно в счет возмещения вреда здоровью за период с 01 ноября 2014 года по 01 октября 2017 года взысканы денежные средства в сумме 303 457 руб. 40 коп, а начиная с 01 октября 2017 года по 9 155 руб. 40 коп. ежемесячно, до достижения возраста семидесяти лет.
От Министерства финансов Российской Федерации в Советский районный суд г. Самары поступило заявление об изменении способа и порядка исполнения решения суда со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N "О мерах по реализации статей 35 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (которым определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации с 01 января 2020 года - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Советского районного суда г.о. Самары от 13 февраля 2020 года, заявление Министерства финансов Российской Федерации удовлетворено. Изменен порядок исполнения решения Советского районного суда г.Самары от 23.10.2017 по гражданскому делу N2-3237/2017 по иску Умнова С.В. в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации, за счет средств казны, осуществлять ежемесячные выплаты в возмещение вреда в пользу Умнова С.В. в размере 9 155, 40 рублей до достижении возраста семидесяти лет, Министерство финансов Российской Федерации заменено на уполномоченный орган Правительством Российской Федерации с момента вступления определения в законную силу - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 872.
Разъяснено, что согласно пункту 15 Правил капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2019 N872, Министерство финансов Российской Федерации информирует получателя капитализированных повременных платежей, а также суд, выдавший исполнительный лист, о передаче исполнительного листа и иных документов в Фонд для дальнейшего производства выплат капитализированных повременных платежей.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 6 мая 2020 года, определение Советского районного суда г.о. Самары от 13 февраля 2020 года отменено, вопрос разрешен по существу, в удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе представителем Министерства финансов Российской Федерации ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 мая 2020 года как незаконного. Основаниями для отмены судебного акта заявитель указывает на нарушение норм процессуального права судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Разрешая заявление по существу и удовлетворяя заявление Министерства финансов Российской Федерации, суд исходил из того, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года N872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные платежи с Российской Федерации с 01 января 2020 года - Фонд социального страхования Российской Федерации, а потому в соответствии со ст. ст. 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление является обоснованным.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился суд апелляционной инстанции, который ссылаясь на положения ст. 203 и ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указал, что суд первой инстанции фактически возложил на Фонд социального страхования Российской Федерации обязанность по исполнению решения суда от 23 октября 2017 года по указанному выше делу, участником которого Фонд социального страхования Российской Федерации не являлся, фактически произвел замену стороны в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вместе с тем вопрос правопреемства судом не исследовался, определение суда первой инстанции суждений по этому поводу не содержит.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции не обоснованными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 40 указанного Постановления, следует, что Министерство финансов Российской Федерации временно исполняло за счет средств казны Российской Федерации судебные акты по выплате гражданам ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью до определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченный производить эти выплаты.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Данное Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 01.01.2020 г.
В соответствии с п. 13 "Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2019 N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Доводы кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации, что к данным правоотношениям не применима ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о процессуальном правопреемстве, заслуживают внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из Сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случай перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, обязательства по выплате капитализированных повременных платежей гражданину возложены именно на Российскую Федерации.
При этом изменение Постановлением Правительства РФ N от 09.10.2019 органа осуществляющего выплаты капитализированных повременных платежей гражданину с Министерства финансов Российской Федерации на Фонд социального страхования Российской Федерации не влечет прекращение обязательства Российской Федерации по выплате капитализированных повременных платежей гражданину, а касается лишь изменения порядка исполнения решения суда о выплате капитализированных повременных платежей гражданину.
Между тем, судом апелляционной инстанции указанные положения закона учтены не были, что привело к принятию неправильного судебного постановления.
При таких обстоятельствах допущенные судом апелляционной инстанции нарушения, норм материального и процессуального права, являются существенными, без их устранения восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы невозможно.
Допущенные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены состоявшегося судебного акта суда апелляционной инстанции, с оставлением в силе определения суда первой инстанции - определения Советского районного суда г.о. Самары от 13 февраля 2020 года.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Самарского областного суда от 6 мая 2020 года отменить, оставить в силе определение Советского районного суда г.о. Самары от 13 февраля 2020 года.
Судья А.Н.Плеханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.