Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бочкова Л.Б, судей Антошкиной А.А, Колесникова С.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 04.06.2020 по гражданскому делу N 2-817/2020
по исковому заявлению Данилова Станислава Анатольевича
к Министерству финансов Российской Федерации
о компенсации морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, с участием прокурора Устиновой Т.А, заслушав доклад судьи Колесникова С.Г, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 04.06.2020 решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 04.02.2020 о частичном удовлетворении заявленных требований изменено.
Заявитель обратился с кассационной жалобой на апелляционное определение.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в заседании не воспользовались.
Из положений части 1 статьи 165.1 ГК РФ следует, что уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано на применение данных положений к судебным извещениям и вызовам.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно пункту 4 Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 с учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима повышенной готовности, введенного в регионах нахождения кассационного суда и участвующих в деле лиц, суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении дела.
В целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Центральным межрайонным следственным отделом по "адрес" управления Следственного комитета по "адрес" в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам совершения преступления, предусмотренного "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предъявлено обвинение в новой редакции статьи уголовного закона и избрана мера пресечения в виде "данные изъяты".
Срок общего предварительного следствия до передачи дела в суд составил 1 год 2 месяца 10 суток.
Приговором Советского районного суда "адрес" Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении преступления предусмотренного, "данные изъяты", и ему назначено наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Апелляционным приговором судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оправдан по "данные изъяты" за отсутствием в его действиях состава преступления, за ним признано право на реабилитацию.
Общий срок уголовного преследования составил 3 года 2 месяца и 26 суток.
Истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции иск признал обоснованным частично, указав на длительность расследования и рассмотрения уголовного дела, причинение заявителю этим физических и нравственных страданий, взыскав 600 000 руб. компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции изменил решение и снизил компенсацию морального вреда до "данные изъяты" руб. из учета характера причиненных истцу нравственных страданий, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, избрании в отношении истца меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Заявитель в кассационной жалобе указал на чрезмерность взысканной судом компенсации морального вреда, полагал не доказанным истцом факта несения адекватной компенсации нравственных и физических страданий и соответствующей причинно-следственной связи с действиями правоохранительных органов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для её удовлетворения.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Из положений статьи 1070 ГК РФ следует, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.
Таким образом, необходимым условием удовлетворения иска является наличие факта совершения виновных противоправных действий сотрудниками ответчика, факта несения истцом нравственных и физических страданий и наличие между данными фактами причинно-следственной связи.
Судом правомерно установлено, что истец имеет право на компенсацию морального вреда, так как был незаконно и необоснованно подвергнут уголовному преследованию, за ним признано право на реабилитацию.
Также судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка тем обстоятельствам, что в отношении истца избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, он не лишен права трудиться, отсутствуют доказательства физических страданий и ухудшения его здоровья в спорный период и иным.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о надлежащем размере компенсации является обоснованным.
Оценка конкретных доказательств по делу в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 330 ГПК РФ), суд кассационной инстанции не наделен правом устанавливать новые факты и правоотношения и правом переоценки установленных обстоятельств, поэтому связанные с этим доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы в части неправильного применения и толкования судами норм материального права основаны на неверном понимании закона заявителем, вольной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и тенденциозной интерпретации им законодательства.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в т.ч. при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера. Аналогично не установлены иные основания, влекущие отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений.
В силу положений части 3 статьи 379.7 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 04.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Б. Бочков
Судьи С.Г. Колесников
А.А. Антошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.