Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Плеханова А.Н, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФСИН России по "адрес" и ФСИН России на решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда
от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях "адрес", заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанностей по выделению денежных средств для установки оборудования и установке оборудования в целях исполнения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, заключение прокурора ФИО5, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях "адрес" в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по "адрес", Федеральной службе исполнения наказаний России.
В обоснование требований указано, что в августе 2019 года Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях "адрес" совместно с прокуратурой "адрес" проведена проверка исполнения администрацией ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" (далее - ФКУ КП-13) требований законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки были выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59.13330.2016). Администрацией ФКУ КП-13 допущены следующие нарушения требований данного нормативного документа: лестница отряда карантин не оборудована пандусом или подъемным устройством, а также кнопкой вызова (литер Г 1); помещения внутри зданий (штаб, КПП) не оборудованы и не приспособлены к обеспечению условий доступности для инвалидов объектов федеральных служб, подведомственных Минюсту России, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи (литер Е, литер Е 1); в учреждении отсутствуют специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборной или туалетные комнаты (литер Е 2, литер Е 4). 23 августа
2019 года прокуратурой "адрес" в адрес начальника УФСИН России по "адрес" внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Вместе с тем, результаты последующей проверки от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о том, что ответчиками меры к устранению указанных нарушений закона не приняты. Несоблюдение администрацией ФКУ КП-13 вышеуказанных требований законодательства о социальной защите инвалидов ведет к нарушению права инвалидов из числа осужденных и иных лиц, посещающих данное исправительное учреждение, на доступную среду, то есть затрагиваются интересы неопределенного круга лиц. Просил возложить на ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия:
-оборудовать лестницу отряда карантин пандусом или подъемным устройством, а также кнопкой вызова в соответствии с СП 59.13330.2016
(литер Г 1);
-оборудовать и приспособить помещения внутри зданий (штаб, КПП) к условиям доступности для инвалидов объектов федеральных служб, подведомственных Минюсту России, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в соответствии с СП 59.13330.2016 (литер Е, литер Е 1);
-оборудовать для инвалидов доступные кабины в уборной или туалетные комнаты в соответствии с СП 59.13330.2016 (литер Е 2, литер Е 4).
Прокурор просил возложить на УФСИН России по "адрес" обязанность со дня поступления денежных средств из ФСИН России распределить до марта 2020 года указанные средства в ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" для оборудования лестницы отряда карантин пандусом или подъемным устройством, а также кнопкой вызова; оборудования и приспособления помещения внутри зданий (штаб, КПП) к условиям доступности для инвалидов объектов федеральных служб, подведомственных Минюсту России; оборудования для инвалидов доступные кабины в уборной или туалетные комнаты. На ФСИН России - возложить обязанность в срок до февраля 2020 года выделить денежные средства в пользу УФСИН России по "адрес" для последующего распределения их в ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" для устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Решением Промышленного районного суда "адрес" от 22 января
2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 мая
2020 года, исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях "адрес", заявленного в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Обязали Федеральную службу исполнения наказаний России в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" денежные средства для последующего их распределения Федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" для установки оборудования в целях исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Обязали Управление Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" в течение двух месяцев со дня поступления денежных средств из Федеральной службы исполнения наказаний России распределить их Федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" для установки оборудования в целях исполнения требований Федерального закона
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Обязали Федеральное казенное учреждение "Колония - поселение N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств совершить следующие действия:
- оборудовать лестницу отряда карантин пандусом или подъемным устройством, а также кнопкой вызова в соответствии с СП 59.13330.2016
(литер Г 1);
- оборудовать и приспособить помещения внутри зданий (штаб, КПП) к условиям доступности для инвалидов объектов федеральных служб, подведомственных Минюсту России, в соответствии со СП 59.13330.2016 (литер Е, литер Е 1);
- оборудовать для инвалидов доступные кабины в уборной или туалетные комнаты в соответствии со СП 59.13330.2016 (литер Е 2, литер Е 4).
В кассационной жалобе УФСИН России по "адрес" и ФСИН России просят решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаютсся на нарушение судом норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура "адрес" просит состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав заключение прокурора ФИО5, полагавшей решение и апелляционное определение в части возложения обязанности на УФСИН России по "адрес" и на ФСИН России по перечислению денежных средств для оборудования соответствующих устройств в ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" не соответствующими нормам действующего законодательства, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний.
Проведенной прокуратурой "адрес" проверкой выявлены нарушения исполнения администрацией ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с выявленными нарушениями прокурором "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника УФСИН России по "адрес" внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений федерального законодательства.
Как следует из ответа врио начальника ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ КП-13был направлен запрос в адрес председателя Оренбургской Областной Общероссийской Организации "Всероссийское общество инвалидов" ФИО7 в целях утверждения паспортов доступности для инвалидов объектов уголовно-исполнительной системы и разработки плана-графика обследований объектов учреждения.
На входе в здание отряда N оборудован пандус и поручни для инвалидов. До ДД.ММ.ГГГГ будет произведено нанесение тактильно-контрастных полос на проступях краевых ступеней лестничных маршей и указателей, выполняющих функции предупреждения на пути движения по территории.
До ДД.ММ.ГГГГ в отрядеNбудет завершено оборудование санитарного узла для инвалидов. Выполнение работ по организации доступности зданий
ФКУ КП-13для инвалидов с учетом финансирования планируется произвести
в I квартале 2020 года.
На момент рассмотрения дела судом, доказательств устранения всех выявленных нарушений администрацией ФКУ КП-13УФСИН России по "адрес" требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ответчиком представлено не было.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", пришел к выводу об удовлетворении иска Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях "адрес", возложив на ответчика ФКУ КП-13УФСИН России по "адрес" обязательства: оборудовать лестницу отряда карантин пандусом или подъемным устройством, а также кнопкой вызова в соответствии со СП 59.13330.2016
(литерГ 1); оборудовать и приспособить помещения внутри зданий (штаб, КПП) к условиям доступности для инвалидов объектов федеральных служб, подведомственных Минюсту России, в соответствии со СП 59.13330.2016 (литерЕ, литерЕ 1); оборудовать для инвалидов доступные кабины в уборной или туалетные комнаты в соответствии со СП 59.13330.2016 (литерЕ 2, литерЕ 4).
Разрешая требования в части возложения обязанности на УФСИН России по "адрес" в течение 2 месяцев со дня поступления денежных средств из ФСИН России распределить указанные средства в ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" для устранения перечисленных нарушений, и возложения на ФСИН России обязанности в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в УФСИН России по "адрес" для последующего распределения их
в ФКУ КП-13УФСИН России по "адрес" для установки оборудования в целях исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, а финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказание является задачей УФСИН России по "адрес".
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание решения и апелляционного определения судов в части возложения обязанности на УФСИН России по "адрес" и на ФСИН России по перечислению денежных средств для оборудования соответствующих устройств в ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес".
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания. Решение и апелляционное определение приняты с нарушением норм действующего законодательства, и согласиться с ними в указанной части нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ N, именно ФСИН России осуществляет
материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию колонии дополнительными комнатами является вмешательством
в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В связи с чем, у судов первой и апелляционной инстанции отсутствовали основания для возложения на ФСИН России обязанности выделить денежные средства УФСИН России по "адрес" для их последующего распределения в ФКУ КП-13 УФСИН России по "адрес" для установки оборудования в целях исполнения требований Федерального закона
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", также как и для возложения обязанности на УФСИН России по "адрес" обязанности распределить указанные денежные средства в ФКУ КП-13.
Допущенные судом нарушения норм права являются существенными, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений в данной части.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу УФСИН России по "адрес" и ФСИН России удовлетворить.
Решение Промышленного районного суда "адрес" от 22 января
2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" денежные средства для последующего их распределения Федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" для установки оборудования в целях исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и возложения обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" в течение двух месяцев со дня поступления денежных средств из Федеральной службы исполнения наказаний России распределить их Федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" для установки оборудования в целях исполнения требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях "адрес", заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанностей по выделению денежных средств для установки оборудования.
В остальной части решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО3
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.