Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики
от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по ФИО2 о признании незаконным решения Центральной
жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел ФИО2 Республики об отказе в постановке на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя ФИО1 ФИО9, действующего на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, представителя МВД по ФИО2 Т.А, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству внутренних дел по ФИО2.
В обоснование заявленных требований указал, что проходит службу в органах внутренних дел, является действующим сотрудником полиции, обеспеченность семьи общей площадью жилого помещения на одного человека, составляет менее 15 кв.м. Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией МВД по ФИО2 было вынесено решение об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотруднику полиции.
Считает отказ центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по ФИО2 незаконным, так как он нарушает его право на жилое помещение, гарантированное сотрудникам МВД РФ действующим законодательством Российской Федерации.
По состоянию на сегодняшний день, у истца и дочери истца собственного жилья на праве собственности либо занимаемого по договору социального найма не имеется. Супруге истца ФИО3 принадлежит на праве общей долевой собственности 1/4 доля жилого помещения по адресу: ФИО2, "адрес". В момент обращения с заявлением о принятии в ЦЖБК МВД по ФИО2 истец с семьей был зарегистрирован и проживал в жилом помещении по адресу: ФИО2, "адрес", корпус 4, "адрес", собственником которого является ФИО10 Признание последнего членом семьи истца противоречит правовому смыслу и толкованию части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 247-ФЗ и части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. ФИО10 не проживает совместно с семьей истца по адресу: ФИО2, "адрес", корпус 4, "адрес". Жилое помещение по указанному адресу принадлежит ФИО10 на праве личной собственности. При изложенных выше обстоятельствах, считает отказ жилищно-бытовой комиссии МВД по ФИО2 в постановке его на учет незаконным.
Излагая обстоятельства таким образом, ссылаясь на Закон "О полиции", ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" просит признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по ФИО2 от 01 ноября
2019 года об отказе ФИО1 с составом семьи из трех человек в принятии на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признать за ФИО1 с составом семьи из трех человек (он, супруга ФИО3, дочь ФИО4ёмовна) право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязать Министерство внутренних дел по ФИО2 в лице жилищно-бытовой комиссии поставить ФИО1 составом семьи из трех человек (он, супруга ФИО3, дочь ФИО4ёмовна) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда "адрес" ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 составом семьи из трех человек в принятии на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признано за ФИО1 составом семьи из трех человек (он, супруга ФИО3, дочь ФИО4ёмовна) право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязали Министерство внутренних дел по ФИО2 в лице жилищно-бытовой комиссии поставить ФИО1 составом семьи из трех человек (он, супруга ФИО3, дочь ФИО4ёмовна) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" ФИО2 Республики
от ДД.ММ.ГГГГ отменено и принято по делу новое решение.
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству внутренних дел по ФИО2 о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 с составом семьи из трех человек в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять ФИО1 с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления, отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что судом апелляционной инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
В возражениях на жалобу третье лицо ФИО10 просит отменить апелляционное определение, удовлетворить кассационную жалобу
ФИО1
В возражениях на кассационную жалобу МВД по ФИО2 просит апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО9, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя МВД по ФИО2 Т.А, просившей апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел в должности заместителя начальника отдела - начальника отделения по документированию состояния борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности управления уголовного розыска МВД по ФИО2, стаж службы в органах внутренних дел по состоянию
на ДД.ММ.ГГГГ составлял 12 лет 3 месяца 18 дней.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением ЦЖБК МВД по ФИО2, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1 отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. Согласно решению ЦЖБК МВД по ФИО2 обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО1 составляет 17, 39 кв.м. При этом в расчет приходящейся на членов семьи ФИО1 жилой площади включены: принадлежащая супруге истца ФИО3 1/4 доля в праве собственности на квартиру общей площадью 67, 9 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", что соответствует 16, 98 кв.м, а также 46, 9 кв.м общей площади квартиры по адресу: "адрес", принадлежащей отцу супруги - ФИО10, в которую истец с супругой и дочерью вселены в 2016 году в качестве членов семьи собственника. ФИО10 зарегистрирован в принадлежащем ему жилом помещении по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 и его дочь ФИО4 помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности не имеют.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ
N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком при расчете обеспеченности ФИО1 и членов его семьи жилой площадью необоснованно учтена квартира по адресу: "адрес", поскольку ФИО10 членом семьи ФИО1 не является, в указанной квартире не проживает, имеет там только регистрацию, пришел к выводу о том, что на членов семьи истца приходится лишь 5, 66 кв.м жилой площади, что дает им право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Указал, что на момент подачи заявления ФИО1 о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, сам ФИО1, его супруга и дочь были вселены и зарегистрированы
с 2016 года в жилом помещении общей площадью 46, 9 кв.м, как члены семьи собственника помещения - ФИО10, зарегистрированного в том же помещении. При этом ФИО1 с членами своей семьи проживает в спорной квартире без заключения какого-либо соглашения с собственником ФИО10
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у ФИО1 не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с отсутствием необходимых условий, а именно с учетом наличия у супруги ФИО1 в собственности 1/4 доли жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 67, 9 кв.м, и права пользования семьей ФИО11 квартирой по адресу: "адрес", обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО1 составляет более 15 кв.м.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля
2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля
2011 года N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее
15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Поскольку в пользовании каждого члена семьи ФИО1 находится более 15 кв.м общей площади жилого помещения, с учетом наличия у супруги ФИО1 в собственности 1/4 доли жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 67, 9 кв.м, и права пользования семьей ФИО11 квартирой по адресу: "адрес", общей площадью 46, 9 кв.м, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 являются правильными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что жилое помещение по адресу: "адрес", находящееся в собственности ФИО10, не может быть учтено при определении нуждаемости семьи ФИО1, поскольку ФИО10 совместно с ними не проживает, членом их семьи не является, совместного хозяйства с ними не ведет, основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции. Указанные доводы обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку семья ФИО11 вселена в спорную квартиру, принадлежащую ФИО10, в качестве членов семьи, с чем судебная коллегия соглашается.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО7
ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.