Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Рипка А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ничипорук Сергея Васильевича на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года по гражданскому делу N 2(1)-360/2020 по иску Ничипорук Сергея Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛ:
Ничипорук С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, мотивируя следующим. 26 июня 2017 года он обратился ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ). Однако, решением ответчика от 30 октября 2017 года в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности. При этом в специальный стаж не были включены периоды военной службы с 5 августа 1978 года по 8 мая 1995 года. Указывает, что с 13 декабря 2010 года работает преподавателем-организатором основ безопасности "деятельности МБОУ "Уральская СОШ имени Героя социалистического труда Манина Е.И.", следовательно, период его службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации подлежит включению в стаж педагогической деятельности. Полагая, что отказ во включении указанного периода в специальный стаж нарушает его право на досрочное пенсионное обеспечение, Ничипорук С.В. просил признать отказ ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке от 30 октября 2017 года в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке включить в специальный стаж, дающий назначение досрочной страховой пенсии по старости, период службы с 5 августа 1978 года по 8 мая 1995 года; обязать ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26 июня 2017 года; взыскать с ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 18 февраля 2020 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Ничипорук С.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 26 июня 2017 года Ничипорук С.В. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке от 30 октября 2017 года N 2682 Ничипоруку С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Продолжительность стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, определена пенсионным органом 6 лет 6 месяцев 13 дней. В стаж педагогической деятельности не засчитаны периоды: с 5 августа 1978 года по 18 июля 1982 года - курсант Ташкенского высшего танкового командного училища; с 17 сентября 1982 года по 22 марта 1984 года - командир танкового взвода; с 1 января 1985 года по 3 июня 1988 года - служба; с 15 августа 1988 года по 30 сентября 1993 года - начальник отделения Новотроицкого городского военного комиссариата; с 1 октября 1993 года по 22 августа 1994 года - начальник отделения Новотроицкого городского военного комиссариата; с 23 августа 1994 года по 8 мая 1995 года - помощник Первомайского районного военного комиссариата.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с которым служба в составе Вооруженных Сил СССР могла быть засчитана в выслугу лет, у истца отсутствует факт работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем N 1397, а также отсутствует необходимая продолжительность специального стажа 16 лет 8 месяцев (2/3 от 25 лет) на дату обращения в пенсионный орган, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
С 1 января 2015 года вопросы пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря годаN 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2013 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено какие списки и перечни применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Судом установлено, что начало педагогической деятельности Ничипорука С.В. - 13 декабря 2010 года, то есть до 1 января 1992 года у истца отсутствовал педагогический стаж.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 предусмотрено не было, как и не предусмотрено применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Таким образом, правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода службы в Армии у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что период военной службы должен определяться согласно Закону Российской Федерации от 22 января 1993 года N4338-1 "О статусе военнослужащих", а также письму Минобрнауки России NАФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации N 96 от 26 октября 2004 года "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году", судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка в жалобе на то, что пенсионный орган применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, которое утратило силу, не может служить основанием к отмене постановленных судебных актов. Иными нормативными актами, как утратившими силу, так и ныне действующими, возможность зачета работникам образования в специальный стаж службы в Армии не предусмотрено.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ничипорук Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий Юрова О.В.
Судьи Уланова Е.С.
Рипка А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.