Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.
судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чистякова Шахмара Михайловича на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 мая 2020 года по гражданскому делу N 2-6208/2019 по иску Чистякова Шахмара Михайловича к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска об установлении факта, о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Чистяков Ш.М. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству образования и науки Удмуртской Республики об установлении факта признания Чистякова Ш.М, 25.02.1974 года рождения, ребенком, оставшимся без попечения родителей, с 25.02.1974 года до совершеннолетия 25.02.1992 года, а далее - лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложении обязанности включить Чистякова Шахмара Михайловича, 25.02.1974 года рождения, в республиканский список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмурткой Республике. Исковые требования мотивированы тем, что Чистяков Шахмар Михайлович, 25.02.1974 года рождения, является ребенком-сиротой, был оставлен матерью и воспитывался в Соломбальском доме ребенка г. Архангельска до 24.10.1977 года, с 25.10.1977 года по 31.08.1981 года в детском доме N2 г. Архангельска, с 01.09.1981 года по 30.08.1985 года находился во вспомогательной школе-интернате N18 г. Архангельска, с 31.08.1985 года по 05.07.1989 года во вспомогательной школе-интернате N16 г. Архангельска. В указанные периоды находился на полном государственном обеспечении как ребенок-сирота, так как был оставлен матерью Чистяковой Таисьей Дмитриевной после рождения в родильном доме. Сведения об отце указаны на основании свидетельства о заключении брака от 13.10.1959 года.
В 2019 году истец обратился в Министерство образования и науки УР по вопросу включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда. Приказом от 10.06.2019 года N703 истцу было отказано во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку у истца отсутствует статус сироты.
Истец считает, что орган местного самоуправления обязан включить его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, для чего просит суд установить факт признания его сиротой, поскольку, будучи еще в малолетнем возрасте остался без попечения родителей и находился на полном государственном обеспечении.
В ходе предварительного слушания на основании ходатайства представителя ответчика определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, по делу в качестве соответчика привлечено Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города г.Ижевска, которое в настоящее время принимает решения о включении лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года исковых требования Чистякова Шахмара Михайловича к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска об установлении факта, о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 мая 2020 года решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Чистяковым Ш.М, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами, истец Чистяков Шахмар Михайлович, родился 25.02.1974 в г.Новодвинске Архангельской области.
Согласно свидетельству о рождении матерью истца является Чистякова Таисья Дмитриевна, отцом - Чистяков Михаил Павлович; место государственной регистрации - Новодвинский территориальный отдел агентства ЗАГС Архангельской области.
Из ответа Агентства ЗАГС Архангельской области от 08.02.2019 года следует, что сведения об отце ребенка были внесены на основании заключения брака, зарегистрированного 13.10.1959 года Великоустюгским районным бюро ЗАГС Вологодской области.
Согласно представленным сведениям, а также объяснениям истца розыск родителей результатов не дал.
Истец является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по УР" Филиал N 3 от 20.08.2009 года.
Исходя из справки N 16 от 05.07.1989 года, выданной Министерством просвещения РСФСР, Чистяков Ш.М. был оставлен матерью и воспитывался в Соломбальском доме ребенка до 25.10.1977 года, в период с 25.10.1977 года по 31.08.1981 года находился в детском доме г.Архангельска, в период с 01.09.1981 года по 30.08.1985 года находился во вспомогательной школе-интернате г.Архангельска, в период с 31.08.1985 года по 05.07.1989 года находился во вспомогательной школе-интернате N 16 г.Архангельска, что подтверждается ответом Администрации МО "г. Архангельск" от 04.12.2019 года N 19-75/141 на обращение истца.
С 01.12.1989 года по 19.06.1991 года истец проходил обучение в ГБПОУ Архангельской области "Техникум строительства и городского хозяйства", что подтверждается справкой от 11.05.2018 года N 273.
В соответствии с ответом Администрации муниципального образования г. Архангельск от 22.02.2019 года N 19-75/67 по информации Министерства образования и науки Архангельской области 04.09.1989 года истец был зачислен в ГБОУ СПО АО "Березниковский индустриальный техникум", отчислен 28.11.1989 года в связи с переводом в профессионально-техническое училище N 26 г.Архангельска, где обучался с 01.12.1989 года по 30.07.1991 года по профессии каменщик-монтажник, откуда убыл на производство в войсковую часть 32446.
08.02.1994 года истец был осужден по ч. 1 ст. 147 УК РСФСР на срок лишения свободы - 1 год, освобожден 09.11.1994 года по отбытию наказания, что подтверждается сведениями Информационного центра МВД по УР от 28.01.2019 года.
Истец Чистяков Ш.М. в период с 29.12.2009 года по 29.12.2014 года был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" с 12.02.2012 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" согласно адресным справкам ОВМ УП N 3 УМВД России по г. Ижевску, паспортным данным.
Согласно уведомлению Администрации Первомайского района г. Ижевска от 04.10.2018 года N 01-33/4760 истец поставлен на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма.
01.04.2019 года в возрасте 45 лет Чистяков Ш.М. обратился с заявлением о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Управление социальной поддержки населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска, что следует из материалов учетного дела.
15.05.2019 года Управлением социальной поддержки населения, делам
семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска вынесено заключение, которым рекомендовало Министерству образования и науки УР принять решение об отказе во включении истца в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике N.
10.06.2019 года Министерством образования и науки УР Чистякову Ш.М. отказано во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике согласно приказу N 703; о чем в адрес истца направлено уведомление от 10.06.2019 года N 09-50/46.
Согласно ответу Министерства образования и науки Архангельской области от 19.08.2019 года на обращение истца от 12.07.2019 года, с 25.02.1992 года и до достижения 23 лет, то есть до 25.02.1997 года, истец ни в Администрацию Архангельска, ни в орган опеки и попечительства с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет для предоставления жилья не обращался, на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории г. Архангельска до 23 лет поставлен не был; достиг 45 лет; в связи с чем в силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ утратил статус лица из числа детей-сирот, а вместе с ним и право на получение жилого помещения по основаниям, установленным федеральным и региональным законодательством, регулирующим вопросы обеспечения детей- сирот жилыми помещениями.
Чистяков Ш.М. недвижимого имущества в собственности не имеет, что подтверждается выписками из БУБ УР "ЦКО БТИ" от 03.04.2019 года, от 26.07.2018 года, выписками из ЕГРН от 01.04.2018 года, от 01.05.2019 года, выписками из ЕГРП от 26.04.2019 года, от 02.04.2019 года; нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма не является, право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма не имеет.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, вышеуказанными письменными доказательствами и иными материалами дела, по существу сторонами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Чистякову Ш.М, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для включения истца в Республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике Министерством образования и науки Удмуртской Республики, не имелось, поскольку истец на учете нуждающихся в жилом помещении ранее не состоял, впервые с заявлением о постановке на учет обратился лишь в 2019 году в возрасте 45 лет; сведений и доказательств, свидетельствующих о возникновении правоотношений, связанных с обеспечением истца жилым помещением до 01.01.2013 года, как относящегося к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в материалах дела не представлено; доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, не представлено; на время обращения истцу уже исполнилось 23 года, право на внеочередное обеспечение жилой площадью он утратил.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций, установив, что до достижения 23 лет истец не обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, на момент обращения с соответствующим заявлением в соответствующие органы ему исполнилось 45 лет, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Несостоятельны ссылки заявителей жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Суд кассационной инстанции не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе ссылки на Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 года, о наличии вины органов местного самоуправления и органов опеки и попечительства в пропуске срока обращения с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 мая 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Чистякова Шахмара Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.