Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Рипка А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2020 года по гражданскому делу N 2-696/2020 по иску Файрушина Айрата Закиевича к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", Государственному Казенному Учреждению "Республиканский центр материальной помощи" (компенсационных выплат) отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г..Казани об оспаривании решения, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, Файрушин А.З. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" (далее - ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)") отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г..Казани об оспаривании решения. В обоснование иска указано, что 22 октября 2019 года истец обратился в ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г..Казани с заявлением о назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно ответу от 5 ноября 2019 года в назначении субсидии отказано, поскольку совокупный уровень дохода семьи в размере 12 194 рублей 89 копеек не позволяет существовать на указанную сумму с учетом оплаты коммунальных расходов за апрель-сентябрь, в связи с чем ответчик полагает, что у истца имеются дополнительные доходы, о которых он не сообщил при подаче заявления.
Файрушин А.З. с данным отказом не согласен, поскольку коммунальные услуги им оплачивались не ежемесячно, соответственно образовывалась задолженность. На момент подачи заявления задолженности по коммунальным платежам не было. Просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу искового заявления по обжалованию решения ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г..Казани N 1240 от 5 ноября 2019 года; признать незаконным решение ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г..Казани N 1240 от 5 ноября 2019 года; возложить обязанность на ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г..Казани назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента подачи первоначального заявления.
Решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 17 марта 2020 года в удовлетворении иска Файрушина А.З. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2020 года решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 17 марта 2020 года отменено. Постановлено новое решение, которым суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг Файрушину А.З. Обязал ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани предоставить Файрушину А.З. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 22 октября 2019 года. Взыскал с ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани в пользу Файрушина А.З. возврат госпошлины 300 рублей.
ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2020 года, оставив в силе решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 17 марта 2020 года.
Файрушин А.З. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражал на доводы жалобы, просил апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2020 года оставить без изменения.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Файрушин А.З. обратился с заявлением в ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" отделения Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани от 5 ноября 2019 года N 52470/6/19 и письмом от 5 ноября 2019 года N 1240 в удовлетворении заявления отказано по мотивам предоставления заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений.
Судом установлено, что общий доход семьи Файрушина А.З, состоящей из 4 человек, за период с 1 апреля 2019 апреля по 30 сентября 2019 года составил 73 169 рублей 34 копейки, среднемесячный доход семьи составляет 12 198 рублей 89 копеек.
Расходы семьи Файрушина А.З. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в апреле составили - 15 521 рубль 43 копейки, в мае - 0 рублей, июне - 10 347 рублей 38 копеек, августе - 0 рублей, сентябре - 4 196 рублей.
Разрешая спор и отказывая Файрушину А.З. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку истцом были представлены неполные и (или) заведомо недостоверные сведения о его доходах, что является предусмотренным законом основанием для отказа в предоставлении субсидии, а наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в силу части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исключает возможность предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем истцу было правомерно отказано в предоставлении субсидии.
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки, а также порядок расчета субсидии установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20-31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно- коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии).
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом установлено, что на момент подачи заявления о предоставлении субсидии Файрушин А.З. имел задолженность по оплате за газ в размере 70 рублей 28 копеек, задолженность по оплате иных жилищно-коммунальных услуг отсутствовала.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что имевшаяся задолженность являлась незначительной, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении истцу субсидии не имелось.
Выводы ответчика о наличии дополнительного неподтвержденного дохода у истца, поскольку в апреле 2019 года расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг превышают сумму совокупного дохода семьи, суд апелляционной инстанции посчитал неправомерными. Суд указал, что некоторые месяца оплата за жилищно-коммунальные услуги истцом не производилась, в связи с чем в следующем месяце оплачивалась в большем размере с учетом долга, соответственно, эта сумма могла превышать совокупный доход семьи, что не свидетельствует о получении истцом дополнительных доходов.
С учетом вывода о незаконности решения ответчика об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 5 ноября 2019 года, суд признал за истцом право на субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг с даты обращения.
Доводы кассационной жалобы о том, что у истца имелась задолженность, что в силу пункта 6 Правил и статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием к отказу в предоставлении субсидии, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно разъяснений, данных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Ссылка автора жалобы на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин образования задолженности, судебной коллегией отклоняется как необоснованная.
Из представленных сведений ООО "Газпромтрансгаз Казань" ЭПУ "Казаньгоргаз" следует, что по состоянию на 23 декабря 2019 года у Файрушина А.З. имеется переплата за потребленный газ в размере 273 рубля 94 копейки, то есть после получения сведений о наличии задолженности за газ, истец сразу ее погасил.
Кроме того, решением ответчика от 5 ноября 2019 года в удовлетворении заявления истца о предоставлении субсидии отказано по мотивам предоставления заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений, а не в связи с имеющейся задолженностью.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела в суде апелляционной инстанции, не влияют на правильность обжалуемого судебного постановления и не могут повлечь отмену апелляционного определения применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" - без удовлетворения.
Председательствующий Юрова О.В.
Судьи Уланова Е.С.
Рипка А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.