Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матвеевой Л.Н, судей Никоновой О.И, Ивановой С.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу МКУ Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального г. Казани на решение Советского районного суда г. Казани от 9 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2020 г. по гражданскому делу N 2-314/2020 по иску Шакировой Л.Г. к муниципальному казенному учреждению "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки незаконным и возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шакирова Л.Г. обратилась в суд с иском к Администрация Советского района ИК МО г. Казани о признании распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки незаконным и возложении обязанности на Администрацию Советского района ИК МО г. Казани восстановить Шакирову Л.Г. на вышеуказанном учете. В обоснование своих требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежала доля в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Кроме нее указанное имущество принадлежало на праве долевой собственности бывшему супругу - Шакирову Р.Р, дочерям - Сиразиевой Д.Р, ФИО1 30 сентября 2017 г. брак между Шакировой Л.Г. и Шакировым Р.Р. расторгнут. 2 января 2018 г. в доме произошел пожар, после которого все собственники обратились в Администрацию Советского района ИК МО г. Казани и встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республики Татарстан. После пожара Шакиров Р.Р. начал восстанавливать сгоревший дом, возвел кровлю, установилокна. Истец после расторжения брака проживала у друзей и при этом состояла на регистрационном учете по указанному адресу: "адрес". После обращения истца с заявлением о внесении изменений в учётное дело, распоряжением главы Администрации Советского района ИК МО г. Казани она снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в связи с тем, что дом был восстановлен. По мнению истца, распоряжение о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки является незаконным, поскольку дом не пригоден для круглогодичного проживания, так как в нем отсутствуют внутренняя отделка, канализация, отопление, имеется лишь стены, крыша, окна и двери. Кроме того, у истца не имеется в собственности недвижимое имущество и права пользования возведенным бывшим супругом домом она не имеет.
Решением Советского районного суда г. Казани от 9 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2020 г, заявленные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение главы администрации Советского района г. Казани от 5 августа 2019 г. N в части отказа во внесении изменений Шакировой Л.Г. семьей в составе 2 человек и снятия семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; муниципальное казенное учреждение "Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" обязано повторно рассмотреть заявление Шакировой Л.Г. от 16 июля 2019 г. о внесении изменений в учетное дело.
В кассационной жалобе Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального г. Казани ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных и о вынесении новых судебных актов об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец была зарегистрирована по адресу: "адрес". В данном жилом помещении также зарегистрированы ее дочери Шакирова Д.Р, ФИО1 бывший супруг Шакиров Р.Р.
2 января 2018 г. по указанному адресу произошел пожар, в результате которого жилой дом сгорел.
Данный дом принадлежал на праве собственности Шакирову Р.Р.
Право собственности Шакирова Р.Р. на дом возникло в порядке наследования в период брака с Шакировой Л.Г.
Брак между Шакировой Л.Г. и Шакировым Р.Р. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ
12 марта 2018 г. Шакирова Л.Г. обратилась в Администрацию Советского района ИК МО г. Казани с заявлением о постановке ее вместе с дочерью Шакировой Д.Р. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках программы социальной ипотеки.
Распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета города Казани от 18 апреля 2018 г. N Шакирова Л.Г. семьей в составе двух человек, в том числе дочери Шакировой Д.Р. принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке в соответствии с пунктом 3.1. Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 августа 2011 г. N "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений" как пострадавшая в результате пожара.
16 июля 2019 г. истец обратилась в Администрацию Советского района ИК МО г. Казани с заявлением об исключении из состава семьи дочери Сиразиевой (ранее Шакировой) Д.Р. в связи с образованием своей семьи.
Согласно акту от 25 июля 2019 г. с целью подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Шакировых был осуществлен выезд комиссии по адресу: "адрес". В ходе визуального осмотра выявлено, что на месте сгоревшего дома возведен новый жилой дом, который построен из блоков и облицован кирпичом. В доме установлены пластиковые окна, входная дверь, межкомнатные перегородки. Стены частично оштукатурены, оклеены обоями, отопление отсутствует, к дому подведен газ.
По результатам рассмотрения материалов учетного дела распоряжением главы администрации Советского района г. Казани от 5 августа 2019 г. N N Шакировой Л.Г. отказано во внесении изменений в учетное дело, семья снята с учета нуждающихся в связи с тем, что дом восстановлен после пожара и основания для признания граждан нуждающимися в рамках данной квоты отсутствуют.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004г. N69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республики Татарстан", пунктами 2.2, 2.3, 2.5, 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005г. N190, частью 3.1 постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 августа 2011 г. N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений", статьями 15 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Шакировой Л.Г. о признании распоряжения главы администрации Советского района города Казани от 5 августа 2019г. N1578р незаконным.
При этом суд исходил из того, что оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось, поскольку жилищные условия Шакировой Л.Г. не изменились; возведение бывшим супругом истца нового жилого дома на земельном участке, принадлежащем ему на праве личной собственности не могут быть расценены как улучшение жилищных условий самой Шакировой Л.Г. При этом судебными инстанциями отмечено, что требования о возложении обязанности на ответчика восстановить истца на учтете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки является преждевременным, поскольку могут иметься иные обстоятельства препятствующие разрешению данного вопроса по существу, в связи с чем суд возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Шакировой Л.Г. о внесении изменений в учетное дело.
Данные выводы судов нижестоящих инстанций основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 18 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005г. N190, право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев: выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет; выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет; выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан; утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка; подачи личного заявления Заявителя о снятии с учета; выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; незаключения Заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"); невыполнения условий договора по осуществлению ежемесячных платежей; исключения из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") в связи с расторжением договора по соглашению сторон.
Таких оснований судами обеих инстанций установлено не было.
Доводы ответчика о том, что жилой дом, владельцем которого является бывший супруг истца восстановлен и его площадь превышает учетную норму, являлись предметом обсуждения судов нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку и правомерно были отклонены судами, поскольку возводимый после пожара объект недвижимости не является собственностью истца.
Несогласие с оценкой, данной судом доводам ответчика и представленным доказательствам, не может быть принято во внимание, поскольку переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, приведших к судебной ошибке, не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 9 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу МКУ Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального г. Казани - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Н. Матвеева
Судьи О.И. Никонова
С.Ю. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.