Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рипка А.С, судей Подгорновой О.С. и Трух Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Транс-Регион" на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 января 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 мая 2020 г. по гражданскому делу N 2-366/2020 по исковому заявлению Владимировой Веры Эдуардовны, действующей в своих интересах и интересах Владимировой Виктории Алексеевны, к ООО "Транс-Регион" о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Трух Е.В, заключение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хлебниковой Е.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Владимирова В.Э, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Владимировой В.А, обратилась в суд с исковым заявлением к ООО "Транс-Регион" о взыскании компенсации морального вреда в размере 1500000 руб. каждому, указывая на то, что 1 октября 2018 г. на 576 км автодороги "адрес" произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей "данные изъяты", госномер N, под управлением Цмоканич О.И. и "данные изъяты", госномер N, под управлением ЛСВ, являющегося на момент дорожно-транспортного происшествия сотрудником ООО "Транс-Регион", и перевозившего в качестве пассажира супруга истца Владимирова А.С. В результате ДТП Владимиров А.С. получил телесные повреждения, в результате которых наступила его смерть. Вина водителя ЛСВ установлена материалами дела. В результате смерти Владимирова А.С. истец потеряла супруга, который погиб через три дня после заключения брака, дочь родилась после его смерти. Все изложенное причинило ей, а также несовершеннолетнему ребенку огромные нравственные страдания. Ответчик в добровольном порядке отказался возмещать причиненный ей и ее дочери моральный вред.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 мая 2020 г, исковые требования Владимировой В.Э. удовлетворены частично, с ООО "Транс-Регион" в пользу Владимировой В.Э. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000000 рублей, в удовлетворении исковых требований Владимировой В.Э, действующей в интересах Владимировой Виктории Алексеевны, к ООО "Транс-Регион" о взыскании компенсации морального вреда отказано, с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе ООО "Транс-Регион" ставит вопрос об изменении принятых судебных актов, указывая на то, что при вынесении обжалуемого решения суд нс применил нормы гражданского законодательства о разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда и взыскал моральный вред в завышенном размере.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений по делу не допущено.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также подтверждается вступившим в законную силу приговором Прилузского районного суда Республики Коми от 11 декабря 2019 г, которым ЛСВ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ, 1 октября 2018 г. в период с 14 до 15 часов, точное время установить не представилось возможным, водитель ЛСВ, управляя автомобилем " "данные изъяты"", с госномером N, принадлежащим ООО "Транс-Регион", перевозил пассажиров РСГ, ВВА и Владимирова А.С. ЛСВ, двигаясь со стороны "адрес" в направлении "адрес", со скоростью около 90 км/ч, на 576 километре автодороги федерального значения " "адрес" действуя по неосторожности, нарушая требования п. 9.1, 9.1 (1), 9.4 ч.1, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с движущимся во встречном направлении автомобилем " "данные изъяты"", с госномером N, под управлением водителя Цмоканич О.И. В результате ДТП Владимирову А.С. была причинена сочетанная травма тела, в состав которой вошли телесные повреждения. Причиной смерти Владимирова А.С. явилась тяжелая сочетанная травма тела с множественными разрывами внутренних органов и аорты с острой массивной внутренней кровопотерей. Выявленная тяжелая сочетанная травма тела находится в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти. По признаку опасности для жизни обнаруженная тяжелая сочетанная травма тела квалифицируется как причинившая тяжкий вред здоровью, повлекшая за собой смерть.
ЛСВ являлся работником ООО "Транс-Регион".
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, с решением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из доказанности обстоятельств ДТП, вины ЛСВ являющегося сотрудником ООО "Транс-Регион" в его совершении и наличии причинно следственной связи между смертью Владимирова А.С. и полученными им травмами в результате произошедшего ДТП, а при определении размера взыскиваемой компенсации морального вреда учел характер и объем причиненных истцу физических и нравственных страданий, степень вины ответчика.
У судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку они основаны на верно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права, в частности, ст.ст. 151, 1064, 1068, 1079, 1083, 1099-1101 ГК РФ, а также разъяснений, изложенных в пп. 9, 18, 19, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина", п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".
Доводы кассационной жалобы ООО "Транс-Регион" о том, что оснований для взыскания компенсации морального вреда в вышеуказанном размере не имелось, поскольку ответчиком были приняты все зависящие от него меры для надлежащего выполнения своих обязанностей водителем ЛСВ, что перед рейсом он прошел предрейсовый осмотр, автомобиль находился в исправном состоянии, являлись предметом апелляционного пересмотра дела и признаны несостоятельными. Указанные доводы получили надлежащую правовую оценку, с которой суд кассационной инстанции полностью соглашается и не усматривает необходимости в её повторном приведении.
Оставляя без удовлетворения доводы кассационной жалобы заявителя о несогласии с размером взысканной компенсации, судебная коллегия учитывает, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, а соответственно является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.
С учетом примененных судами норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, судебная коллегия соглашается с указанными выводами, не опровергнутыми доводами кассационной жалобы, о том, что взысканная в пользу истца в счет компенсации морального вреда денежная сумма в размере 1000000 руб. вышеприведенным критериям соответствует и не свидетельствует о нарушении прав истца.
Указанное соотносится с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказанной в определениях от 20 ноября 2003 г. N 404-О, от 25 сентября 2014 г. N 1842-О, от 29 мая 2018 г. N 1248-О и др, из которых следует, что размер надлежащей компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, с учетом требования разумности и справедливости. Таким образом, гражданское законодательство, предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы для определения размера такой компенсации (статьи 151 и 1101 ГК Российской Федерации). Применяя общее правовое предписание к конкретным обстоятельствам дела, судья принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что не может рассматриваться как нарушение каких-либо прав.
При установлении судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, а несогласие с выводами судов само по себе о таких нарушениях не свидетельствует, в связи с чем, доводы кассационной жалобы основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 января 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 мая 2020 г. по гражданскому делу N 2-366/2020 по исковому заявлению Владимировой Веры Эдуардовны, действующей в своих интересах и интересах Владимировой Виктории Алексеевны, к ООО "Транс-Регион" о взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Транс-Регион" - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи О.С. Подгорнова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.