Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рипка А.С, судей Кизирбозунц Т.Т, Непопалова Г.Г, с участием старшего прокурора шестого отдела (кассационного) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сальникова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 04 августа 2020 г. по гражданскому делу N 2-1-153/2020 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в интересах Беловой Ольги Анатольевны, Булаева Павла Ивановича, Кузнецовой Натальи Геннадьевны, Лицевой Рашиди Хасановны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения "Николаевская районная больница" о возложении обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке для прохождения процедуры программного гемодиализа в р.п. Новоспасское.
Заслушав доклад судьи Кизирбозунц Т.Т, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2020 г. исковые требования прокурора Николаевского района Ульяновской области в интересах Беловой О.А, Булаева П.И, Кузнецовой Н.Г. Яйцевой Р.Х. удовлетворены частично.
Возложена обязанность на Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Беловой О.А, Булаева П.И, Кузнецовой Н.Г. Яйцевой Р.Х. от места их жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения. В удовлетворении исковых требований к ГУЗ "Николаевская районная больница" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 04 августа 2020 г. решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерством здравоохранения Ульяновской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку судами, по мнению заявителя, неправильно определены юридически значимые обстоятельства. Полагают, что Белова О.А, Булаев П.И, Кузнецова Н.Г, Янцева Р.Х. в оказании скорой медицинской помощи либо в осуществлении медицинской эвакуации не нуждаются, медицинская помощь в виде лечения методом программного гемодиализа оказывается им в плановом порядке. Правовых оснований для их доставки транспортом медицинской организации для получения программного гемодиализа в лечебное учреждение не имеется.
Представители Министерства здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ "Николаевская районная больница", Белова О.А, Булаев П.И, Кузнецова Н.Г, Янцева Р.Х, представители ООО "Фрезениус Нефрокеа", Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, администрации муниципального образования "Николаевский район" в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия определиларассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, выслушав заключение прокурора, полагавшего вынесенные судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения норм права судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судебными инстанциями, Белова О.А, Булаев П.И, Кузнецова Н.Г, Янцева Р.Х. являются инвалидами 1 группы. На территории Ульяновской области медицинская услуга по проведению заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа оказывается ООО "Фрезениус Нефрокея", расположенное по адресу: "адрес", "адрес"
Статьёй 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10).
В силу положений пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (подпункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание проекта трехстороннего соглашения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Правительства Ульяновской области о реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, в том числе программы обязательного медицинского страхования, на очередной финансовый год; обеспечивает контроль за выполнением Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на- территории Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области.
В силу подпункта 26 пункта 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 г. N25/565-П в сфере управления здравоохранением Министерство устанавливает случаи и порядок организации оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками организаций вне таких, медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оказание адресной материальной помощи истцам администрацией МО "Николаевский район" и Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске не может подменять установленное в пунктом 5.11 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г. прямое указание на обязанность уполномоченного органа на осуществление за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации финансового обеспечения транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Несмотря на то, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, это не исключает возможности ее финансирования Министерством здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В связи с указанным судебные инстанции обоснованно возложили обязанность по организации и предоставлении бесплатной медицинской услуги по транспортировке пациентов для прохождения процедуры программного гемодиализа на Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Медицинская помощь определяется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.
Доводам об отсутствии принятых нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения и о том, что выделяемые Министерству средства являются целевыми и не могут быть использованы на иные цели, апелляционной инстанцией дана надлежащая оценка. Оснований не согласиться с ней у судебной коллегии не имеется.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 04 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи Г.Г. Непопалов
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.