Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Улановой Е.С, Бросовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Газизовой Оксаны Рамильевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-80/2020 по иску Газизовой Оксаны Рамильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кумертау Республики Башкортостан о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить оспариваемые периоды в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения такого права, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛ:
Газизова О.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Кумертау РБ) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, мотивируя следующим. Решением ГУ-УПФ РФ в г. Кумертау РБ N 24 от 02 апреля 2019 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по заявлению от 27 декабря 2019 года, как лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность. Не согласна с принятым решением. Просила признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Кумертау РБ N 24 от 02 апреля 2019 года в части отказа включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 13 октября 1993 года по 31 августа 1996 года в должности педагога дополнительного образования в Доме пионеров г. Кумертау (за минусом отпусков без сохранения заработной платы 22 февраля 1994 года и с 10 августа 1994 года по 24 августа 1994 года) - 2 года 10 месяцев 3 дня; обязать ответчика включить указанный период работы в её трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему 25 лет педагогической деятельности в учреждении для детей, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с 27 сентября 2019 года; взыскать с ГУ - УПФ РФ в г. Кумертау РБ судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. и оплате услуг представителя в размере 12000 руб.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 января 2020 года исковые требования Газизовой О.Р. удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил решение ГУ - УПФ РФ в г. Кумертау РБ от 02 апреля 2019 года N 24 об отказе Газизовой О.Р. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работы с 13 октября 1993 года по 31 августа 1996 года в должности педагога дополнительного образования в Доме пионеров города Кумертау за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы 22 февраля 1994 года и с 10 августа 1994 года по 24 августа 1994 год. Суд обязал ГУ - УПФ РФ в г. Кумертау РБ включить в трудовой стаж Газизовой О.Р, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 13 октября 1993 года по 31 августа 1996 года в должности педагога дополнительного образования в Доме пионеров города Кумертау за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы 22 февраля 1994 года и с 10 августа 1994 года по 24 августа 1994 год. Обязал ГУ - УПФ РФ в г. Кумертау РБ назначить Газизовой О.Р. досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на неё - с 27 сентября 2019 года. Взыскал с ГУ - УПФ РФ в г. Кумертау РБ в пользу Газизовой О.Р. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, по оплате услуг адвоката 12000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 июня 2020 года решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 января 2020 года отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Газизовой О.Р. отказано.
Газизова О.Р. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 июня 2020 года, оставив в силе решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 января 2020 года.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря годаN 400-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27 декабря 2018 года Газизова О.Р. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Кумертау РБ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу более 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Кумертау РБ от 02 апреля 2019 года N 24 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В педагогический стаж не засчитан, в том числе, период ее работы с 13 октября 1993 года по 31 августа 1996 года (в том числе, отпуск без сохранения заработной платы 22.02.1994 г. и с 10.08.1994 по 24.08.1994 г.) в должности руководителя кружка и педагога дополнительного образования в Доме пионеров г. Кумертау. В бесспорном порядке ответчиком в льготный стаж Газизовой О.Р. включено 21 год 10 месяцев 27 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что дословное несовпадение наименования должности и учреждения, где работала истица, с тем наименованием, которые указаны в Списках, не означает, что Газизова О.Р. осуществляла педагогическую деятельность не в той должности и не в том учреждении, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Суд пришел к выводу, что Газизова О.Р. принята на работу 12 октября 1993 года на должность педагога дополнительного образования, в спорный период работы с 13 октября 1993 года по 31 августа 1996 года фактически выполняла обязанности по должности педагога дополнительного образования, поименованной в действующем Списке N 781 от 29 октября 2002 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с учетом спорных периодов применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Списком N 781 поименован педагог дополнительного образования, учреждение - Дворец пионеров и школьников.
Вместе с тем, пунктом 12 Правил N 781 определено, что работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 01 января 2001 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в и. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абз. 3 п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
Исходя из условий, приведенных в п. 12 Правил, работа в должности педагог дополнительного образования могла быть зачтена в специальный стаж работы истицы только в том случае, если бы на указанную дату (01 января 2001 года) Газизова О.Р. имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Как усматривается из трудовой книжки истицы, Газизова О.Р. в период времени с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года обучалась в Кумертауском педагогическом училище по профессии воспитатель детского сада; 11 мая 1992 года принята воспитателем в детский сад N 30; 12 октября 1993 года уволена по переводу в Дом пионеров г. Кумертау, 12 октября 1993 года принята в порядке перевода на должность педагога дополнительного образования; 01 сентября 1996 года на основании приказа от 12 сентября 1996 года N 155 переведена педагогом дополнительного образования в гимназию N 1, откуда уволена 08 февраля 1997 года; 25 сентября 1997 года принята воспитателем группы продленного дня в среднюю школу N 14 г. Кумертау РБ, 1 сентября 1997 года переведена учителем физкультуры, по настоящее время работает МБОУ "СОШ N 12" г. Кумертау РБ в должности учителя физической культуры.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы материального права, регулирующих спорные правоотношения, доказательства, представленные сторонами, пришел к правильному выводу, что у истицы к 01 января 2001 года необходимый стаж - не менее 16 лет 8 месяцев, отсутствовал, в связи с чем правовых оснований для включения в специальный стаж работы, дающий право на несрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности педагога дополнительного образования с 13 октября 1993 года по 31 августа 1996 года не имеется, а соответственно и для назначения досрочной страховой пенсии по старости в отсутствие требуемого педагогического стажа.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права автором жалобы.
Указание в жалобе на то, что в Списке N 781 поименован педагог дополнительного образования и учреждение - Дворец пионеров и школьников, не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку необходимо также руководствоваться пунктом 12 Правил N 781.
Ссылка в жалобе на возможное использование к спорному периоду Списка N 1067, судебной коллегией отклоняется как не обоснованная, поскольку с учетом подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, с учетом спорного периода с 13 октября 1993 года по 31 августа 1996 года, возможно применить Список N 463 или Список N 781.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы суда апелляционной инстанций не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Газизовой Оксаны Рамильевны - без удовлетворения.
Председательствующий Непопалов Г.Г.
Судьи Уланова Е.С.
Бросова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.