Дело N 88-20981/2020
5 ноября 2020 года Самара
Шестой кассационной суд общей юрисдикции в составе судьи Умбетовой Э.Ж, рассмотрев кассационную жалобу Каиргалиевой Кунслу Мергенбаевны на решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Оренбурга от 05.12.2019 и апелляционное определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 01.06.2020 по гражданскому делу N 02-1776/106/2019 по иску Каиргалиевой Кунслу Мергенбаевны к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, УСТАНОВИЛ:
Каиргалиева Кунслу Мергенбаевна обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг.
Свои требования мотивировала тем, что является работником здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности.
С 12.12.1990 работает в ГАУЗ "Оренбургская районная больница". До 01.01.2005 истец пользовался льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, утверждёнными Верховным Советом Российской Федерации (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан).
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан, действовавших до 01.01.2005, врачи, работающие и проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 122-ФЗ) указанное положение Основ законодательства об охране здоровья граждан признано утратившим силу.
Согласно преамбуле ФЗ N 122-ФЗ, данный закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы указанного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
При изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Истец считает, что из изложенных норм закона следует, что сохранение за работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками организаций здравоохранения льгот в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением после 01.01.2005 года возможно для тех из них, кто имел это право и пользовался этими льготами до указанной даты.
В силу изложенных норм закона считает, что имеет право на компенсацию расходов, понесенных ею в связи с оплатой услуг отопления и освещения, и указанные расходы должны быть компенсированы министерством здравоохранения Оренбургской области.
За период с 01.05.2017 по 30.04.2019 ей выплачена компенсация в сумме 3 565 рублей.
Просила взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области за счёт средств областного бюджета в свою пользу расходы по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 01.05.2017 по 30.04.2019 в размере 49 867 рублей 44 копейки.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Оренбурга от 05.12.2019, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального районного суда г. Оренбурга от 01.06.2020, в удовлетворении исковых требований Каиргалиевой Кунслу Мергенбаевны к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных решений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Согласно пункту 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, Каиргалиева К.М. с 12.12.1990 по настоящее время работает в медицинском учреждении здравоохранения ГАУЗ "Оренбургская районная больница", занимает должность лабораторного техника в участковой больнице п. Первомайский, что утверждается копией трудовой книжки.
С 22.12.1995 по настоящее время проживает в сельской местности в "адрес", с 20.02.2011 проживает по адресу: "адрес", что следует из копии паспорта истца и справки администрации МО Экспериментальный сельсовет.
До 01.01.2005 Каиргалиева К.М. пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанной с отоплением и освещением на основании Основ законодательства об охране здоровья граждан.
Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, предоставление гражданам мер социальной поддержки является прерогативой государства и его расходными обязательствами.
Обязанность по предоставлению льгот отдельным категориям граждан лежит на государстве в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Оно же определяет размер и порядок предоставления мер социальной поддержки.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан (в редакции от 29.06.2004) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 ФЗ N 122-ФЗ указанное положение Основ законодательства об охране здоровья граждан признано утратившим силу с 01.01.2005.
Федеральным законом N 122-ФЗ в целях приведения системы социальной защиты граждан, пользующихся льготами в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в Основы законодательства об охране здоровья граждан внесены изменения, в соответствии с которыми установление размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки специалистам в сельской местности отнесено к ведению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Так, в соответствии с частями 5, 6 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан (в редакции ФЗ N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1.4 Устава государственного автономного учреждения здравоохранения "Оренбургская районная больница", утверждённого распоряжением министерства здравоохранения Оренбургской области от 17.12.2014 N 2812, его учредителем и собственником является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляет Министерство здравоохранения Оренбургской области.
В связи с внесёнными в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Оренбургская область, как субъект федерации, реализовала вышеуказанные полномочия путём принятия закона Оренбургской области от 12.01.2005 N 1772/301-111-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" (далее - закон Оренбургской области).
Законом Оренбургской области в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Оренбургской области, ветеринарной службы Оренбургской области, государственных образовательных организаций Оренбургской области и медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, установлена выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наём жилого помещения и коммунальные услуги дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников (статья 1).
Согласно статье 2 закона Оренбургской области мера социальной поддержки отдельным категориям квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) составляет155 рублей в месяц (в редакции от 10.01.2007).
Заявитель в кассационной жалобе полагает, что судами обеих инстанций неверно истолкован пункт 50 статьи 35 ФЗ N 122-ФЗ, предполагающий компенсацию в рассматриваемом случае 120 и 155 рублей с 01.01.2007 Так, по мнению заявителя, при вынесении постановлений судам следовало применить определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 N 383-О-П "По жалобе граждан А.В. Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 ФЗ N 122-ФЗ... ", согласно которому правовое регулирование не предполагает лишение работников учреждений здравоохранения права на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005.
Однако позиция основана на неверном толковании заявителем норм права. Так, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что закон Оренбургской области, принятый в целях исполнения ФЗ N 122-ФЗ, не умаляет прав медицинских работников на получение льгот, изменилась лишь форма предоставления указанных мер социальной поддержки - натуральные льготы по оплате коммунальных услуг заменены соответствующими ежемесячными денежными выплатами.
Ссылка в кассационной жалобе на решение мирового судьи судебного участка N1 Оренбургского района от 14.10.2011 о неправильности выводов суда по данному делу не свидетельствуют, поскольку указанное заявителем решение принято по иному периоду. Кроме того, суд отмечает, что прецедентное право в действующем законодательстве отсутствует.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленных судами актов и не являются основаниями к их отмене.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов обеих инстанций, в связи с чем, признаются кассационным судом несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, отвечающих нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Оренбурга от 05.12.2019 и апелляционное определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 01.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Каиргалиевой Кунслу Мергенбаевны - без удовлетворения.
Судья Э.Ж. Умбетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.