Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Осиповой С.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июня
2020 года по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики о восстановлении пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что решением N от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, установив специальный стаж 25 лет 07 месяцев 09 дней. Истец просила признать незаконным решение ответчика, обязать его включить в специальный стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры - диспетчера скорой помощи Пахтааральской центральной районной больницы Республики Казахстан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры детского сада N АО "Буммаш" в календарном исчислении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического кабинета МСЧ-7 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры нейрохирургического отделения N МСЧ N в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации, обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию
с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 16300 руб.
Решением Индустриального районного суда "адрес" от 11 июля
2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от
ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в "адрес" (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в "адрес" (межрайонного) Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части исключения из стажа ФИО1, дающего право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязали Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" (межрайонное) Удмуртской Республики включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
В исковых требованиях ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в "адрес" (межрайонному) Удмуртской Республики о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры - диспетчера скорой помощи Пахтааральской центральной районной больницы Республики Казахстан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца, периода работы в должности старшей медсестры Детского сада N АО "Буммаш" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического кабинета МСЧ-7, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры нейрохирургического отделения N МСЧ N в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев и понуждении назначить ФИО2 страховую пенсию по старости, как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста, с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно - отказано.
Взысканы с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в "адрес" (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 5300 руб.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, по заявлению ФИО1 от 01 марта
2018 года Управлением принято решение N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Стаж на соответствующих видах работ установлен продолжительностью 25 лет 7 месяцев 9 дней вместо требуемых 30 лет.
В специальный стаж истца пенсионным органом не включены: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с 06 января
1990 года по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры - диспетчера скорой помощиПахтааральской центральной районной больницы Республики Казахстан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца; период работы с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры детского сада N АО "Буммаш" в календарном исчислении; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического кабинетаМСЧ-7в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры нейрохирургического отделения NМСЧ-7 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
В решении ответчика указано, что при предоставлении заявителем документов, подтверждающих льготный характер работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшей медсестрой детского сада N
АО "Буммаш", стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, составит 25 лет 08 месяцев 02 дня.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж истца периода работы в должности медсестры - диспетчера скорой помощиПахтааральской центральной районной больницы Республики Казахстан в том числе в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд посчитал представленные истцом доказательства в их совокупности недостаточными, поскольку компетентными органами Республики Казахстан не подтвержден факт работы истца в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии, а также уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование за спорный период. Также суд посчитал недоказанным факт работы истца в спорный период в сельской местности для исчисления его в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Разрешая требования истца в части включения в стаж периода работы с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры детского сада N АО "Буммаш"в календарном исчислении, суд посчитал возможным включить в специальный стаж истца период ее работы в указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, указав, что до ДД.ММ.ГГГГ действовал порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением ФИО3 от
ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Поскольку период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подпадает под период действия Перечня N, он подлежит включению в специальный стаж.
При этом судом первой инстанции не включен в специальный стаж истца период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с
ДД.ММ.ГГГГ было введено в действие постановление ФИО3 - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Судом первой инстанции не включен в специальный стаж истца период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического кабинета МСЧ-7 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку истец в спорный период работала в нейрохирургическом отделении поликлиники, что не соответствует работе в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров.
Также судом первой инстанции не включен в льготный стаж истца в льготном исчислении период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по 31 декабря
2001 года в нейрохирургическом отделении N МСЧ N, поскольку должность "медицинской сестры процедурной" не поименована в Списке от ДД.ММ.ГГГГ N.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от
ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля
1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО6 за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от
ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовал до
ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с
ДД.ММ.ГГГГ, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января
1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 5 Правил N периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и
с ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил
N).
Пунктом 11 Правил N установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
В силу пункта 65 Правил Nн, проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в "адрес") и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ
(в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
Управлением в адрес Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по "адрес" Республики Казахстан дважды
(07 марта и ДД.ММ.ГГГГ) были направлены запросы о подтверждении льготного стажа ФИО1 в спорный период для назначения ей пенсии по старости, в том числе, сведения, подтверждающие периоды уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в отношении истца.
Однако ответ из компетентного органа Казахстана в пенсионный орган не поступил.
Поскольку доказательства, подтверждающие уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Казахстан, на территории которой в названный спорный период осуществлялась трудовая деятельность истца, в материалы дела не представлены, выводы судов об отказе во включении данного периода в льготный стаж истца, являются обоснованными.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Однако, ни действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, ни действовавшими ранее постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и постановлением Совета Министров Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N
"Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
Поскольку в Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены, выводы судов о том, что период работы истца в должности медицинской сестры в детском саду подлежит лишь частичному включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованными.
С ДД.ММ.ГГГГ введено в действие постановление ФИО3 - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе во включении в льготный стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по 31 декабря
2001 года в нейрохирургическом отделении N МСЧ N, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября
2002 года N утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от
ДД.ММ.ГГГГ N право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от ДД.ММ.ГГГГ N, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
В пункте 1 Перечня от ДД.ММ.ГГГГ N в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября
2002 года N.
Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября
2002 года N в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, должность медицинской сестры процедурной не названа.
Пункт 2 постановления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Списком от ДД.ММ.ГГГГ N, подлежащим применению к периоду трудовой деятельности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, в разделе "Наименование должностей" поименована должность медицинской сестры.
При этом льготное исчисление специального стажа предусматривалось для операционных медицинских сестер, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения согласно приложению (пункт 3 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N).
Из приведенных нормативных положений следует, что для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривается льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях включается в специальный стаж как один год и
6 месяцев.
Поскольку должность "медицинской сестры процедурной", которую занимала ФИО1 в спорный период, не поименована в указанных выше нормативных актах, суды пришли к правильному выводу о том, что спорный период работы истца не должен засчитываться в льготном исчислении в стаж.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО8
ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.