Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Осиповой С.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждение "Детский сад "Шатлык" общеразвивающего вида" Заинского муниципального района Республики Татарстан, Муниципальному казенному учреждению "Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан" о нарушении трудовых прав.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя Муниципального казенного учреждения "Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан" ФИО5, действующей на основании доверенности от
ДД.ММ.ГГГГ, представителя МБДОУ "Детский сад "Шатлык" Заинского муниципального района Республики Татарстан ФИО6, действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждение "Детский сад "Шатлык" общеразвивающего вида" Заинского муниципального района Республики Татарстан, Муниципальному казенному учреждению "Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указав, что работает в должности музыкального руководителя в МБДОУ "Детский сад "Шатлык" на основании трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ с должностным окла "адрес" руб.
Пунктами 1.1, 5.1 трудового договора ФИО1 установлена работа на 0, 75 ставки продолжительностью 18 часов в неделю. Между тем, ее педагогическая нагрузка составляет 6 групп детей, что больше рекомендованного норматива, утвержденного Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно данному нормативу на каждую группу детей в возрасте свыше 1, 5 лет наполняемостью 15 - 20 человек установлена нормативная численность 0, 25 единицы должности.
Полагая, что выполняет свою работу на 1, 5 ставки, условия ее труда не соответствуют нормам, которые должны соответствовать 24 часа для указанной учебной нагрузки, ФИО1 просила суд обязать ответчиков произвести перерасчет заработной платы согласно циклограмме и взыскать недополученную заработную плату за период с сентября 2019 года по январь 2020 года включительно в размере "данные изъяты" руб. по тарифной ставке, предусмотренной трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
Решением Заинского городского суда Республики Татарстан от
ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных, и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Выслушав объяснения представителя Муниципального казенного учреждения "Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан" ФИО5, представителя МБДОУ "Детский сад "Шатлык" Заинского муниципального района Республики Татарстан ФИО6, просивших решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Из материалов дела следует, что согласно трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу на должность музыкального руководителя в МБДОУ "Детский сад "Шатлык" (0, 75 ставки) на неопределенный срок работы, с установлением должностного оклада в размере 10725 руб. в месяц, с выплатой надбавок за квалификацию, за стаж работы, премий. При этом работнику установлена продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю в соответствии с графиком сменности.
Согласно циклограммы рабочего времени музыкального руководителя МБДОУ "Детский сад "Шатлык" за 2019-2020 годы ФИО1 в детском саду ведет 6 групп детей, при этом работает 4 дня в неделю по 4 часа 30 минут в день, что не превышает установленные трудовым договором 18 часов в неделю. Указанная циклограмма составлена с учетом работы истца еще в нескольких образовательных учреждениях.
Между тем, истец считает, что работодатель также обязан ей включить в состав заработной платы выплату с учетом установленного норматива, утвержденного Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ
N - один оклад за четыре группы детей, так как ее ставка соответствует трем группам (0, 25 х 3 = 0, 75), а она ведет 6 групп.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что педагогическая нагрузка музыкального руководителя не зависит от количества групп детей, а устанавливается в соответствии с количеством воспитанников и продолжительностью рабочего времени. При этом сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы истец не работает, как не работает в ночное время, в праздничные и выходные дни. В связи с чем суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований истца.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции и не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря
2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам-, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных, нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (часть 1).
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2).
Согласно части 3 данной статьи к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в том числе, относятся установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное, не установлено указанным Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
В силу пункта 2.4 приказа Минобрнауки России от 22 декабря
2014 года N "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" музыкальным руководителям установлена норма педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы.
Кроме того, на момент возникновения спорных правоотношений количество часов недельной образовательной нагрузки музыкального руководителя ФИО1 рассчитывалось, исходя из приказа
"О сокращении штатных единиц в образовательных организациях" с учетом требований постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от
ДД.ММ.ГГГГ N "О нормативном финансировании деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан".
Исходя из данного Постановления, нагрузка на музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения устанавливается в зависимости от количества воспитанников в детском саду.
Расчет количества часов недельной нагрузки музыкального руководителя произведен в соответствии с пунктом 2.15 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря
2013 года N "О нормативном финансировании деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан".
Доводы кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы материального права, а также не определены юридически значимые обстоятельства по делу, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судами не принято во внимание Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан об утверждении методических рекомендаций по расчету финансовых затрат от 02 июля
2019 года за N, на основании которого постановление N от
ДД.ММ.ГГГГ утратило силу, отклоняется, поскольку данное постановление вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и при разрешении настоящего спора между ФИО1 и МБДОУ "Детский сад "Шатлык" общеразвивающего вида" Заинского муниципального района Республики Татарстан применению не подлежит.
Доводы заявителя жалобы о том, что работодателем в одностороннем порядке изменены условия труда ФИО1, увеличен круг ее обязанностей, являются необоснованными, всем обстоятельствам при разрешении указанных требований судом дана оценка.
Доводы жалобы о том, что представленная в материалах дела циклограмма рабочего времени истца составлена с нарушениями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" также подлежат отклонению. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана обоснованная оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от
ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июня
2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО4
ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.