Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Трух Е.В, судей Николаева И.В, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей "ЩИТ" на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2020 г. по гражданскому делу N 2-917/2020 по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей "ЩИТ" к Товариществу собственников недвижимости-1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, признании действий противоправными, прекращении противоправных действий.
Заслушав доклад судьи Кизирбозунц Т.Т, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей "ЩИТ" (ТОО ЗПП "ЩИТ") обратилась в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости-1 (ТСН-1) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
ТОО ЗПП "ЩИТ" просило признать противоправными действия ТСН-1 в отношении неопределенного круга потребителей по факту:
- не предоставления своевременно необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), предусмотренной статьёй 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- не размещения в полном объеме информации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", предусмотренную пунктами 24, 28, 31, 32, 33, 39, 40 части 1 статьи 6 Федерального Закона N 209-ФЗ от 21 июля 2014 г. "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
- информации о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ;
- информации о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- информации о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;
- информации о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги;
- информации о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме;
- информации о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;
- информации о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
- информации о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ;
- информации о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
- информации об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата;
- информации о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования;
- договоров о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры;
- информации о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.
Возложить обязанность на ответчика прекратить противоправные действия (бездействие) в отношении неопределенного круга потребителей по факту:
- не предоставления своевременно необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), предусмотренной статьёй 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- не размещения в полном объёме, информации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", предусмотренную пунктами 21, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 39, 40 части 1 статьи 6 закона N209-ФЗ от 21 июля 2014 г. "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Возложить обязанность на ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу через печатное издание средств массовой информации городского округа Тольятти Самарской области или на сайте по адресу: http://www.sudebnik.net/ и уведомить истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения);
В соответствии пунктом 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу, предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://www.sudebnik.net/ за счет ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2020 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2020 г. решение Автозаводского районного суда г. Тольятти по Самарской области от 26 февраля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной представителем ТООО ЗПП ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных и необоснованных.
Представители ТООО ЗПП, ТСН-1, Государственной жилищной инспекции Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия определиларассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по результатам изучения судебных актов, принятых по гражданскому делу и доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судебными инстанциями, собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников недвижимости: "Товарищество собственников недвижимости-1".
ТОО ЗПП "ЩИТ", обращаясь в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга потребителей, указало на нарушение ответчиком прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в части непредоставления информации о деятельности управляющей компании, предусмотренной пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 Федерального закона N 209-ФЗ от 21 июля 2014 г. "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и неразмещения такой информации на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.dom.gosuslugi.ru, по многоквартирному дому, расположенного по адресу: "адрес".
Отказывая в исковых требованиях судебные инстанции, ссылаясь на положения статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" пришли к выводу, что истец не наделен законом функциями контроля и надзора за исполнением управляющей организацией требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ, в установленном законом порядке истец за разъяснением порядка исследования сайта и установления объема размещенной на сайте ТСН-1 информации в уполномоченный государственный орган не обращался, в связи с чем истцом избран способ защиты прав не предусмотренный положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В силу положений пункта 10.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются нормами Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно пункту 2 статьи 2 вышеназванного Федерального закона от N 209-ФЗ субъекты, размещающие информацию в системе- органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Перечень информации, подлежащей размещению в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства определен в статье 6 Закона N 209-ФЗ.
Согласно пункту 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено, в том числе, установление порядка осуществления государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе осуществление регионального государственного жилищного надзора
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований закона Постановлением Правительства Российской Федерации N 493 от 11 июня 2013 г. утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, в соответствии с пунктом 4 которого органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе обязательных требований по раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (п. 11 Положения).
В силу пункта 1.1. Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10 апреля 2013 г. N 150 органом, осуществляющим государственный жилищный надзор в Самарской области, является Государственная жилищная инспекции Самарской области.
Согласно Порядку и способам размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденному Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 28 декабря 2015 г. N589/944/пр, информационная система состоит из двух частей: открытой и закрытой, доступ к закрытой части системы может быть осуществлен только определенным кругом лиц - собственниками помещений многоквартирного дома, путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, в связи с чем, судом сделан вывод о необоснованности обращения с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц.
В силу изложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии допустимых и достаточных доказательств несоответствия требованиям закона объема информации, подлежащей размещению ответчиком.
Выводам о неполном объёме информации размещённой ТСН-1, о допустимого в качестве доказательства заключение эксперта ООО "Судебник" NЭ3-17 от 17 октября 2019 г. судебными инстанциями дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких данных судебная коллегия не находит, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей "ЩИТ" - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Трух
Судьи И.В. Николаев
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.