Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бочкова Л.Б, судей Якимовой О.Н, Колесникова С.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства", к ООО "ЭкоСтройРесурс" о возложении обязанности в рамках прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имуществаи
по кассационной жалобе Регионального оператора Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" на решение Советского районного суда г. Самары от 27.01.2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.07.2020г. по гражданскому делу N 2-275/2020.
Заслушав доклад судьи Якимовой О.Н, пояснения представителя ООО "ЭкоСтройРесурс" Яковлевой И.А, действующей на основании доверенности от 26.05.2020, Будько Д.В, действующего на основании доверенности от 14.01.2020, представителя ООО "Управляющая компания N 1 ЖКХ" Конновой Л.А, действующей на основании доверенности от 09.01.2020, представителя ООО "Управляющая компания N 2 ЖКХ" Гребеньковой Е.Н, действующей на основании доверенности от 09.01.2020, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г..Тольятти обратился в Автозаводский районный суд г..Тольятти суд с исковым заявлением к ООО "ЭкоСтройРесурс" о возложении обязанности в рамках прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имущества. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе рассмотрения документов по обращению ООО "УК N 2 ЖКХ" вх. 63-11011-2019-СШ от 29.07.2019г. (вх. 5092 от 30.07.2019г.) установлено, что Региональный оператор Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" отказывает в вывозе отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками на территориях многоквартирного дома. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на ближайшие 9 лет. По результатам конкурсного отбора им стало ООО "ЭкоСтройРесурс". Соответствующий договор подписан с компанией 01 ноября 2018г. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" определен состав общего имущества собственников помещений, в числе прочего включен: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает себя: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В силу указанных положений все собственники твердых коммунальных отходов, а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, заключают договор на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данная норма существенным образом дополняется положениями п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит только на собственниках помещений в многоквартирных домах и собственниках частных домовладений, а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях многоквартирных домов и индивидуальных домовладений. Указанный вывод содержится в письмах Минприроды России от 11.12.2018г. N 12-50/10263 "О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами" и от 29.11.2018г. N 12-50/09872 "О реализации положений Закона N 89-ФЗ", а также подтверждается требованиями действующего законодательства. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017г. N 242, к типу "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) отнесены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам: 7 31 100 00 00 0 Отходы жилищ; 7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам; 7 31 300 00 00 0 Растительные отход при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам. Иных групп отходов, образующихся при предоставлении услуг населению Федеральный классификационный каталог отходов не содержит.
Таким образом, обязанность по обращению с растительными отходами при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, которые относятся к твердым коммунальным отходам и образуются в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имущества лежит полностью на Региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным. Таким образом, невыполнение Региональным оператором Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" возложенных на него законом обязанностей по обращению с твердыми коммунальными отходами нарушают права неопределенного круга потребителей и создают потенциальную угрозу жизни и здоровью людей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти просил обязать Регионального оператора Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" в рамках заключенных прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имущества.
Решением Советского районного суда г. Самары от 27.01.2020г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.07.2020г, исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" к ООО "ЭкоСтройРесурс" о возложении обязанности в рамках прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имущества удовлетворены.
Суд обязал Регионального оператора Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" в рамках заключенных прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно- кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имущества.
В кассационной жалобе, заявитель просит отменить решение Советского районного суда г. Самары от 27.01.2020 и апелляционное определение Самарского областного суда от 03.07.2020, принять по делу новое судебное постановление, в котором отказать истцу в удовлетворении исковых требований. В дополнениях к кассационной жалобе от 11.11.2020 заявитель просит в случае отказа в удовлетворении заявленных требований, изложенных в кассационной жалобе, изложить резолютивную часть решения Советского районного суда г. Самары от 27.01.2020 в следующей редакции: "Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" к ООО "ЭкоСтройРесурс" о возложении обязанности в рамках прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имущества удовлетворить частично. Обязать Регионального оператора Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома, за исключением отходов, образованных в результате вырубки, обрезки и пересадки зеленых насаждений, проводимых в соответствии с действующими в муниципальных образованиях порядками, в том числе, при наличии порубочного билета, с мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включенных в территориальную схему обращения с отходами Самарской области".
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы с учетом дополнений, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу п. 4 ст. 24.7 указанного федерального закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "УК N 2 ЖКХ", а также ООО "УК N 1 ЖКХ" являются организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами в Автозаводском районе г. Тольятти.
С 01.01.2019г. собственники многоквартирных домов, в которых действуют указанные управляющие компании, перешли на прямые договоры по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО "ЭкоСтройРесурс".
При этом управляющие компании исключили из статьи "Содержание" расходы по обращению с ТКО.
Региональный оператор Самарской области - ООО "ЭкоСтройРесурс" не производит вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, считая, что данные отходы не соответствуют определению ТКО согласно Федеральному закону от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.
Между тем, согласно письму Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 15/12027 от 27.12.2018г. в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016г. N 269 при установлении норматива накопления ТКО в многоквартирных домах в городских округах в размере 2, 35 м3/год учитывались отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области в своем ответе ООО "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" N 24-01/3999 от 06.08.2019г. указал, что перечень отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017г. N 242. Перечень отходов, относящихся к ТКО, также представлен в разделе 2 территориальной схемы обращения с отходами Самарской области. Нормативы накопления ТКО для объектов общественного назначения утверждены приложением N 2 приказа министерства от 19.12.2016г. N 804.
Нормативы накопления ТКО определены министерством в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016г. N 269 и в соответствии с приказом Минстроя России 28.07.2016г. N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" на основании замеров и взвешиваний, которые проводились органами местного самоуправления Самарской области. При проведении замеров в составе ТКО учитывались отходы согласно ФККО.
В ответе ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области сообщил, что отнесение мусора к твердым коммунальным отходам определяется исключительно Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017г. N 242. В этом отношении при проведении замеров и взвешиваний в части мусора, образующегося при уборке придомовой территории, учитывался мусор, отнесенный к ТКО Каталогом отходов (7 31 200 00 00 0).
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017г. N 242в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены след следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам: 7 31 100 00 00 0 Отходы жилищ; 7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам; 7 31 300 00 00 0 Растительные отход при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
В своем ответе на обращение ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщил также, что нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" и приказом Минстроя России от 28.07.2016г. N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 3 Правил при определении нормативов в составе ТКО учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Категории объектов, на которых образуются ТКО, определяются уполномоченным органом, а также методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категории объектов, на которых образуются ТКО.
В случае если уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками образованы на придомовой территории, или уполномоченные органы предусмотрели перечень категорий объектов, в котором указаны объекты с образованием таких отходов, то они подлежат учету при определении нормативов.
Руководствуясь приведенными нормами права, исходя из того, что уличный смет, который образуется в результате уборки придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к твердым коммунальным отходам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по их вывозу должна быть возложена на регионального оператора. Кроме того, при установлении норматива накопления ТКО в многоквартирных домах учитывались отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Таким образом, заявленные Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти, а также третьим лицом - ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" судом первой инстанции были удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, при этом указав следующее. Доводы о том, что не доказан факт отказа Регионального оператора от выполнения возложенных на него обязанностей опровергается материалами дела, а также самой позицией ответчика по данному делу. Доводы о том, что судом не исследован вопрос о принадлежности земельного участка к МКД, в связи с чем невозможно достоверно установить, относиться ли данный вид отходов к ТКО, а также не исследован вопрос о границе ответственности Регионального оператора и организаций, осуществляющих управление МКД, опровергается собранными по делу доказательствами. Доводы об отсутствии специально отведенных мест (площадок) накопления отходов также не могут служить основанием для отмены вынесенного решения. В ходе рассмотрения дела было установлено, что в г. Тольятти отсутствует возможность организации контейнерных площадок, однако вывоз мусора осуществляется региональным оператором по согласованию с управляющими компаниями, однако в данном случае у сторон возникли разногласия по виду отходов, что не может служить основанием для превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по сбору ТКО в многоквартирных домах, относительно которых заключен Договор с собственниками многоквартирных домов. Доводы о том, что ООО "ЭкоСтройРесурс" не осуществляет деятельность по сносу (пересадке, обрезке) зеленых насаждений несостоятельны, поскольку такая обязанность ответчику не вменяется и не была предметом спора.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении и апелляционном определении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
С учетом изложенного суд не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Самары от 21.01.2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.07.2020г, оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального оператора Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Советского районного суда г. Самары от 21.01.2020г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.07.2020г.
Председательствующий Л.Б. Бочков
Судьи О.Н. Якимова
С.Г. Колесников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.