Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Умбетовой Э.Ж, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аксеновой Татьяны Николаевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 июля 2020 г. по гражданскому делу N2-939/2020 по иску Аксеновой Т.Н. к администрации г.Ульяновска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, признании бездействий незаконными, Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аксенова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Ульяновска, просила суд признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска, выразившееся в непредоставлении ей жилого помещения взамен аварийного, обязать администрацию г.Ульяновска предоставить ей жилое помещение взамен аварийного, расположенного в многоквартирном "адрес"
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 июля 2020 г, в удовлетворении исковых требований Аксеновой Т.Н. к администрации г.Ульяновска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, признании бездействий незаконными отказано.
В кассационной жалобе, заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятии нового решения. В письменном заявлении от 6 ноября 2020 г. Аксенова Т.Н. просила рассмотреть дело без ее участия.
Участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений по делу судебными инстанциями не допущено.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что Аксенова Т.Н. является нанимателем жилого помещения - комнаты, расположенной в двухкомнатной квартире, общей площадью "данные изъяты", в том числе жилой площадью "данные изъяты" расположенной по адресу: "адрес", на основании договора социального найма жилого помещения от 27 апреля 2016 г. N
В качестве членов семьи нанимателя жилого помещения в договоре социального найма указаны дочери истца ФИО1, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу: "адрес", с 27 мая 2016 г. по настоящее время.
Истец Аксенова Т.Н. и её дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире, общей площадью "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес". Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Аксеновой Т.Н. и её дочерям ФИО1, ФИО2 по "данные изъяты" каждой.
Дочь истца ФИО2 также является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью "данные изъяты"м, расположенной по адресу: "адрес".
Истец Аксенова Т.Н. не признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с заключениями межведомственной комиссии N от 23 ноября 2017 г. многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно Постановлению администрации г.Ульяновска от 14 февраля 2018 г. N188 установлен срок отселения жителей данного дома до 20 ноября 2019 г.
Согласно адресному перечню, подлежащих расселению в рамках реализации Программы, включен "адрес" с планируемым этапом окончания расселения в 2028-2029 годах.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в пункте 3 статьи 2 данного Федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Под предоставлением финансовой поддержки за счёт средств Фонда в пункте 4 статьи 2 данного Федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" одним из условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 части 2 статьи 16 данного Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до определённой даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и сроки расселения указанных домов.
При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2017 г. N573-П утверждена областная адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2023 годах".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, верно указали, что Аксенова Т.Н. в аварийном жилом помещении не проживает, имеет иное постоянное место жительства, в связи с чем угрозы для её жизни и здоровья техническое состояние аварийного жилого помещения не представляет.
Суд кассационной инстанции общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям гражданского и жилищного законодательства. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно.
С учетом того, что сам факт признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также ненадлежащее техническое состояние жилого помещения не является безусловным основанием для внеочередного предоставления истцу другого жилого помещения, без подтверждения постановки истца на учет нуждающихся в социального жилье, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении иска Аксеновой Т.Н. о возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу жилого помещения взамен аварийного жилья.
Таким образом, выводы судебных инстанций соответствуют представленным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Применительно к положениям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, которые получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, а потому основанием к отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии не являются.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Аксеновой Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи Э.Ж. Умбетова
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.