Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Тароян Р.В, Бугаевой В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Отрадный Самарской области на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 17 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июля 2020 г. по гражданскому делу N 2-51/2020 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном к Администрации городского округа Отрадный Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Самарской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном обратилось в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Отрадный Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившим обращением жителей "адрес" по поводу нарушения санитарного законодательства при размещении контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов по инициативе территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г..Отрадном комиссией в составе: главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г..Отрадном Колягиной В.И, представителя Управления ЖКХ и ОН администрации г..о. Отрадный Самарской области Гурковой И.Н, Депутата Думы г..о. Отрадный 6 созыва Ахтямова И.Ш. и представителей старших по домам N "адрес" ФИО6, Nа ФИО7, N ФИО8 "адрес", произведен осмотр контейнерной площадки, расположенной во дворе вышеперечисленных домов. При осмотре установлено: контейнерная площадка имеет бетонное ограждение, твердое покрытие отсутствует (щебенка, отработанная асфальтная крошка), на контейнерной площадке установлено 4 контейнера (новые). Расстояние от контейнерной площадки до "адрес" составляет менее 20 м (9, 20 м), до "адрес" составляет менее 20 м (11, 50 м), до детской площадки более 20 м, имеется подъездной путь. Согласно п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Согласно п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача) (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 г..N АКПИ14-1216 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2.2.1 Санитарных правил "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988"). Проведенный Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г..Отрадном осмотр свидетельствует о нарушении перечисленных выше требований. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав граждан, проживающих на территории городского округа, на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнений исковых требований, просил суд обязать Администрацию г.о. Отрадный Самарской области соблюсти требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при размещении контейнерной площадки возле "адрес" и "адрес", а именно: обеспечить соблюдение расстояния не менее 20 м, но не более 100 м от жилых домов, соблюсти расстояние до детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом не менее 20 м, обеспечить бетонным или асфальтовым покрытием контейнерную площадку ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Решением Отрадненского городского суда от 17 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июля 2020 г, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном удовлетворены.
Суд обязал Администрацию городского округа Отрадный Самарской области соблюсти требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при размещении контейнерной площадки возле "адрес" и "адрес", а именно: обеспечить соблюдение расстояния не менее 20 м, но не более 100 м от жилых домов, соблюсти расстояние до детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом не менее 20 м, обеспечить бетонным или асфальтовым покрытием контейнерную площадку ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" в срок до 1 октября 2020 г.
Администрация городского округа Отрадный Самарской области не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Отрадненского городского суда Самарской области от 17 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июля 2020 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Информация о месте и времени судебного заседания по кассационной жалобе Администрации городского округа Отрадный Самарской области своевременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившим обращением жителей "адрес" по поводу нарушения санитарного законодательства при размещении контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, по инициативе территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном комиссией в составе: главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Отрадном Колягиной В.И, представителя Управления ЖКХ и ОН администрации г. о. "адрес" Гурковой И.Н, Депутата Думы г.о. Отрадный 6 созыва Ахтямова И.Ш. и представителей старших по домам N "адрес" Чепурнаева С.В, Nа Бондаренко Е.Е, N Алтуховой Т.Т. по "адрес", произведен осмотр контейнерной площадки, расположенной во дворе вышеперечисленных домов.
Контейнерная площадка, расположенная по адресу: "адрес"-А предназначена для сбора твердых коммунальных отходов, образующихся в пяти расположенных рядом многоквартирных домах ("адрес" При осмотре установлено, что контейнерная площадка имеет бетонное ограждение, твердое покрытие отсутствует (щебенка, отработанная асфальтная крошка), на контейнерной площадке установлено 4 контейнера (новые). Расстояние от контейнерной площадки до "адрес" составляет менее 20 м (9, 20 м), до "адрес" составляет менее 20 м (11, 50 м), до детской площадки более 20 м, имеется подъездной путь.
Из обращения граждан, которое имеет 61 подпись, усматривается, что контейнерная площадка расположена в непосредственной близости от тротуара, установлена рядом с местом для сушки белья жителей первых этажей и местом отдыха жильцов, сточные воды стекают к подъезду N "адрес", близкое расположение контейнерной площадки к жилым домам может повлечь за собой распространение вредных насекомых, других паразитов и т.п.
Таким образом, факт выявленного нарушения в части соблюдения установленных требований о расстояниях до мест временного хранения отходов нашел свое подтверждение и ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со статьями 21 и 22 указанного Закона, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест установлены СанПиН 42-128-4690-88. (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88).
Согласно п. 2.2.3 указанных СанПиН площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Аналогичные требования к размещению контейнерных площадок для сбора бытовых отходов установлены п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64.
Таким образом, законодательство, действующее на момент спорных правоотношений, считает допустимым и безопасным для граждан размещение контейнерных площадок для сбора бытовых отходов на расстоянии не менее 20 метров от жилых домов.
В соответствии с пунктом 25 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Пункт 2.12.14 Правил благоустройства территории городского округа Отрадный, которые утверждены решением Думы г.о. Отрадный Самарской области от 28 августа 2018 г. N 278, также предусматривает, что площадки следует размещать удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее, чем 20 м, на участках жилой застройки - не далее 100 м от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) необходимо предусматривать возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличия разворотных площадок (12м х 12м). Необходимо проектировать размещение площадок вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий. Территорию площадки располагать в зоне затенения (прилегающей застройкой, навесами или посадками зеленых насаждений).
Согласно статье 10 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 52 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. установлена обязанность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, правовые нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.
Руководствуясь указанными нормами права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно Администрацией городского округа Отрадный должен решаться вопрос о возможности соблюдения установленных требований о расстояниях до мест временного хранения отходов, о создании комиссии, в связи с чем, правомерно обязал ответчика обеспечить соблюдение необходимого расстояния, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", установив разумный срок для исполнения обязанности, на основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, при этом правомерно отклонил доводы Администрации городского округа Отрадный Самарской области о том, что с учетом сложившейся застройки квартала, расположения наземной тепловой сети, наличия детского дошкольного учреждения и подземного овощехранилища определить иное место размещения контейнерной площадки не представляется возможным, ввиду следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае соответствующие расстояния до мест временного хранения отходов не устанавливались комиссионно с участием вышеперечисленных лиц и служб. Акт о согласовании комиссией месторасположения контейнерной площадки не составлялся, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Сообщение начальника отдела архитектуры и градостроительства - главного архитектора Администрации г.о. Отрадный Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и приложение схемы о том, что в условиях существующей застройки и учитывая наличие инженерных коммуникаций, допустимое место размещения контейнерной площадки в районе жилых домов по "адрес" отсутствует, равно как и представленный в материалы дела акт осмотра контейнерной площадки от ДД.ММ.ГГГГ, как правильно указал суд первой инстанции, нельзя считать надлежащим исполнением ответчиком обязанности по выполнению требований абзаца 3 пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".
Ссылаясь на опасность обвала подземных овощехранилищ, над которыми ранее располагались контейнерные площадки, ответчик допустимых и относимых доказательств, в частности заключения экспертов, подтверждающих данное обстоятельство, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представил.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, в целом сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 пункта 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Отрадненского городского суда Самарской области от 17 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Отрадный Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи Р.В. Тароян
В.Н. Бугаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.