Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Улановой Е.С, Плеханова А.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тейзе Александра Леонидовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 июля 2020 года по гражданскому делу N 2-615/2020 по иску Тейзе Александра Леонидовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
Тейзе А.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе г. Нижнекамске Республики Татарстан (далее - ГУ-УПФ РФ в Нижнекамском районе г. Нижнекамске РТ, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения. В обоснование требований указал, что 19 августа 2019 года обратился к в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ-УПФ РФ в Нижнекамском районе г. Нижнекамске РТ от 2 сентября 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 6 лет 3 месяцев. В специальный стаж ответчиком не включен период работы с 26 февраля 1994 года по 26 октября 1995 года в Нижнекамском заводе бетонных блоков и металлоконструкций в качестве мастера. Просил признать решение ГУ-УПФ РФ в Нижнекамском районе г. Нижнекамске РТ от 2 сентября 2019 года незаконным, включить период работы с 26 февраля 1994 года по 26 октября 1995 года (1 год 8 месяцев 1 день) в качестве мастера ремонтно-строительного участка на Нижнекамском экспериментальном заводе строительных и металлических конструкций в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12 сентября 2019 г, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 26 марта 2020 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал решение ГУ-УПФ РФ в Нижнекамском районе г. Нижнекамске РТ от 2 сентября 2019 года N 953846 СЛ 07-14/5459 об отказе в назначении Тейзе АЛ. досрочной страховой пенсии незаконным, включил в специальный стаж Тейзе А.Л, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с 26 февраля 1994 года по 16 октября 1995 года в Нижнекамском заводе бетонных блоков и металлоконструкций в качестве мастера, обязал ГУ-УПФ РФ в Нижнекамском районе г. Нижнекамске РТ назначить Тейзе А.Л. досрочную страховую пенсию с 12 сентября 2019 года. В удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 июля 2020 года решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 26 марта 2020 года отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Тейзе А.Л. отказано.
Тейзе А.Л. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 июля 2020 года, оставив в силе решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 26 марта 2020 года.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для её удовлетворения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 19 августа 2019 года Тейзе А.Л. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в Нижнекамском районе г. Нижнекамске РТ от 2 сентября 2019 года N 953846 СЛ 07-14/5459 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда 6 лет и 3 месяца. Продолжительность специального страхового стажа истца определена ответчиком в 5 лет 2 месяца 27 дней. В специальный стаж не засчитан периоды работы истца с 26 февраля 1994 года по 26 октября 1995 года в Нижнекамском заводе бетонных блоков и металлоконструкций в качестве мастера.
Из трудовой книжки Тейзе А.Л. следует, что 28 ноября 1988 года он принят на работу в Нижнекамский завод бетонных блоков и металлоконструкций в ремонтно-строительный участок монтажником по монтажу стальных и ж/б конструкций по 4 разряду; 02 августа 1993 года переведен прорабом в РСУ завода; 26 февраля 1994 года в связи с вводом нового штатного расписания переведен мастером РСУ; 26 октября 1995 года уволен.
Из архивной справки, предоставленной МКУ "Архив муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан" от 26 февраля 2020 года N 767-2020/С-1, следует, что в документах по личному составу архивного фонда ОАО "Нижнекамский завод строительных и металлических конструкций" имеются сведения о работе Тейзе А.Л. (ранее по фамилии Баранов). Так, с 26.02.1994г. переведен мастером РСУ N 2, уволен по собственному желанию с 26.10.1995г. В примечании указано, что согласно справки от 10.07.2007г. конкурсного управляющего Папенко С.Н, при упорядочении документов ОАО "Нижнекамский экспериментальный завод строительных и металлических конструкций" за 1970-2005 годы обнаружилось отсутствие нарядов или других документов для подтверждения льготного стажа за все годы.
Согласно исторической справки Нижнекамский экспериментальный завод строительных и металлических конструкции был преобразован с мая 1994 года в ОАО "Нижнекамский завод строительных и металлических конструкций". На основании определения Арбитражного суда РТ от 24 мая 2005 года предприятие ликвидировано, в связи с этим документы подлежат передачи на хранение в муниципальном архиве Нижнекамского района Республики Татарстан. Виды деятельности предприятия: изготовление бетона, изготовление бетонных блоков, изготовление фундаментных блоков, изготовление металлоконструкций, строительная деятельность по ? 18-ти метровым складам, вальцовка куполов для ? 18-ти метровых складов, вальцовка на сенажные башни ? 9м, ремонтные работы. На предприятии были льготные профессии: электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, транспортерщик, гальваник, оператор БСУ, цементник и другие, которые пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Тейзе А.Л. (для назначения пенсии) усматривается, что периоды его работы с 28 ноября 1988 года по 01 августа 1993 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций, а также с 02 августа 1993 года по 25 февраля 1994 года в качестве прораба в Нижнекамском заводе бетонных блоков и металлоконструкций проставлены с особыми условиями труда (код). Период работы истца с 26 февраля 1994 года по 26 октября 1995 года проставлен без кода - особые условия труда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении спорного периода в специальный стаж, суд первой инстанции пришел к выводу, что характер выполняемых истцом работ в качестве мастера ремонтно-строительного участка полностью соответствовал характеристике работы мастера строительных и монтажных работ. Доказательств, опровергающих выводы о занятости истца выполнением работ, предусмотренных Списком, не менее 80% рабочего времени стороной ответчика суду не представлено.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец в спорный период работал в должности мастера ремонтно-строительного участка (РСУ), а не мастером строительных и монтажных работ. Данные должности являются самостоятельными и нетождественными. В связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска не усмотрел.
В кассационной жалобе автор указывает на отсутствие вина истца в том, что наименование должности, в которой Тейзе А.Л. работал в спорный период, не было приведено работодателем в соответствие с нормативными требованиями. Ссылается на постановление Министерство труда и социального развития Российской Федерации Минтруда от 01.04.2003г. N 15, которым установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусматривающим должность "мастера строительных и монтажных работ", тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в том числе должность "мастера", которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифноквалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В силу части 2 статьи 30 вышеназванного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 года);
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 года).
В Списке N 2 от 26 января 1991 года N 10 предусмотрена должность мастер строительных и монтажных работ в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов".
Действительно, постановлением Министерство труда и социального развития Российской Федерации от 01.04.2003г. N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 года N 10, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 от 22 августа 1956 года и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список N 2 от 26 января 1991 года N 10. Однако должность мастера строительных и монтажных работ, указанная в Списке N 2 от 22 августа 1956 года, так же, как и должность мастера, указанная в Списке N 2 от 26 января 1991 года, не относилась и не относится к профессии рабочие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. N516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей, специальностей, учреждений и организаций, предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости), тем же профессиям, должностям, специальностям и организациям, имеющим ранее иные наименования.
Тождества должности мастера строительных и монтажных работ должности мастера РСУ, мастера участка не установлена.
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что профессия истца была указана работодателем в соответствии с Общесоюзным классификатором и соответствовала профессии "мастер участка", данная профессия не предусмотрена Списком N 2 от 26 января 1991 года и не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о том, что наименование работодателя, а также сведения, отраженные в исторической справке ОАО "Нижнекамский завод строительных и металлических конструкций" указывают на характер, специфику и условия осуществляемой истцом работы, а именно строительно-монтажных работ, а доказательств того, что характер работы Тейзе А.Л. не был связан со строительными и монтажными работами в материалах дела не имеется, не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного акта в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемого судебного постановления и не могут повлечь его отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тейзе Александра Леонидовича - без удовлетворения.
Председательствующий Непопалов Г.Г.
Судьи Уланова Е.С.
Плеханов А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.