Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М, судей Арзамасовой Л.В, Калиновского А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кашаповой Валентины Анатольевны на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 11 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2020 г. по гражданскому делу N2-112/2020 по иску Кашаповой Валентины Анатольевны к администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник" об обязании предоставить документы.
Заслушав доклад судьи Арзамасовой Л.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кашапова В.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник" (далее ООО "Жилищник") об обязании предоставить документы.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 11 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2020 г, в удовлетворении исковых требований Кашаповой В.А. отказано.
В кассационной жалобе Кашапова В.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, Кашапова В.А, представители администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, ООО "Жилищник", администрации муниципального района Ишимбайский район РБ. Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений норм права не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кашапова В.А. является собственником "адрес" многоквартирном жилом "адрес", расположенном по "адрес", Республики Башкортостан.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "Жилищник".
24 апреля 2019 г. истец обратилась в ООО "Жилищник" с заявлением о предоставлении технического паспорта, проекта постройки многоквартирного жилого "адрес", кадастрового паспорта земельного участка по указанному адресу, показаний узла тепловой энергии за период с 2016 г. по 2018 г.
29 апреля 2019 г. ООО "Жилищник" предоставило истцу ответ, в котором разъяснило возможность ознакомления с информацией, имеющейся непосредственно в управляющей компании и предусмотренном ГИС ЖКХ объеме, в помещении управляющей компании в согласованное заранее время; с техническим паспортом дома и кадастровым паспортом в имеющемся объеме - в согласованное с ООО "Жилищник" время, с проектом застройки дома - в городском архиве городского поселения г. Ишимбай.
Вступившим в законную силу решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2019 г, на ООО "Жилищник" возложена обязанность ознакомить Кашапову В.А. с показаниями узла учета тепловой энергии помесячно за 2016, 2017 и 2018 годы, установленных в многоквартирном "адрес" РБ, в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу.
14 ноября 2019 г. истец уведомила ООО "Жилищник" о намерении посетить управляющую компанию для ознакомления с запрошенными документами, а именно:
а) копию кадастрового плана (карты) земельного участка многоквартирного "адрес" в "адрес", удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; земельное дело с выкопировкой (согласно ст. 14 Закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", абз. "а" п.26 Правил N491);
б) заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (согласно абз. "в" п.26 Правил N491);
в) документы, в которых указывается на содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящихся к части земельного участка (при наличии сервитута) (согласно абз. "г" п.26 Правил N491);
д) проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, при наличии, и актов приемки жилого дома от строительной организации;
е) показаний узла учета тепловой энергии за период с 2016 г. по 2018 г. 20 ноября 2019 г. ООО "Жилищник" по акту произвело ознакомление истца с запрашиваемыми документами, в котором истец указала о получении копии показаний теплосчетчиков за период с 2016 г. по 2018 г. и предоставлении для ознакомления документов по пунктам "а, б, в, д, е" уведомления от 14 ноября 2019 г. в полном объеме, за исключением, документа, в котором указывается на содержание и сфера действия сервитута, и указала о не предоставлении заверенной копии градостроительного плана земельного участка, копии чертежа первого этажа дома, акта приемки жилого дома в эксплуатацию.
21 ноября 2019 г. истец обратилась в администрацию городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении копии проекта застройки многоквартирного "адрес", просила указать помещения, находящиеся в распоряжении администрации в указанном доме, и разъяснить с какого момента возникло у администрации право собственности на данные помещения и на основании какого документа.
Согласно ответам администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 09 декабря 2019 г. N 5432, от 18 декабря 2019 г, копию проекта застройки многоквартирного "адрес" не может быть предоставлена в связи с не передачей на хранение в архивный отдел.
Многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1992 году, а до 2006 года ввод объектов в эксплуатацию не входил в компетенцию администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.
Также сообщено об отсутствии в реестре муниципального имущества городского поселения город Ишимбай информации по помещениям, расположенным в указанном многоквартирном доме.
В соответствии с частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно- коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") установлены перечень сведений и сроки предоставления по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме управляющей организацией информации подлежащей раскрытию из перечня.
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной Политики в сфере жилищно- коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Как следует из приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 504 и Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30 декабря 2014 г. "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 368/691/пр от 29 сентября 2015 г. утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства.
Согласно разделу 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" указана информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих нарушения прав истца на предоставление информации, документов, сокрытия данной информации, создании препятствий в ознакомлении как со стороны управляющей организации, так и со стороны органа местного самоуправления. В связи с чем суд пришел к выводу о том, что поскольку ответ на обращение дан истцу по существу поставленных ею вопросов, установленный законом срок соблюден, права истца ответчиками не нарушены.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился, при этом отметил, управляющей компанией выполнены требования законодательства, действующего на момент обращения истца, по предоставлению собственникам жилых помещений и иных лиц информации о своей деятельности, в то время как доказательств наличия препятствий в ознакомлении с интересующей истца информацией, Кашаповой В.А. не представлено. Также истцом не представлено доказательств невозможности ознакомления с интересующими ее документами на официальном сайте управляющей компании.
Также истцом не представлено доказательств обращения в администрацию городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении копии градостроительного плана земельного участка и акта приемки жилого дома от строительной организации, и наличия необоснованного отказа.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, которым в соответствии со статьями 60, 67, 71, 79-87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Выводы суда первой инстанции, с которыми обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о наличии препятствий, создаваемых ответчиками, к осуществлению надзора за управлением многокрвартирным домом, о необходимости применения положений Закона о защите прав потребителей, были предметом проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Доводы, которые бы указывали на допущенные судами первой и апелляционной инстанций существенные нарушения норм материального или процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы лица, подавшего кассационную жалобу, не свидетельствуют о нарушениях норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически сводятся к установлению новых обстоятельств дела и оценке доказательств, поэтому они не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Кашаповой В.А.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 11 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кашаповой Валентины Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Судьи Л.В. Арзамасова
А.А. Калиновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.