Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ромасловской И.М, судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Чеблакова "данные изъяты", представителя Министерства финансов РФ Компанеец Л.Ю. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 30 июня 2020 года по гражданскому делу N2-6533/2019 по исковому заявлению Чеблакова "данные изъяты" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального Казначейства по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Ромасловской И.М, пояснения представителя Чеблакова Г.А. - адвоката Крылова М.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Чернышевой Г.Ю, полагавшей, что судебные постановления являются законными и обоснованными, установила:
истец Чеблаков Г.А. обратился в суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Минфина России - УФК по Оренбургской области, в котором просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации в порядке статей "данные изъяты" Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в "данные изъяты" УФСИН России по "адрес". ДД.ММ.ГГГГ ему предъявили окончательное обвинение в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ государственный обвинитель отказался от обвинения по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем истец полагает, что имеет право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием. При обвинении его в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, он находился под стражей в течение "данные изъяты" дней. За это время он претерпел значительные нравственные страдания, связанные с нахождением в этом месте: ущемление в правах, унижение достоинства, проведение процедур личного досмотра, нахождение в наручниках, ограничение встреч с близкими. В нарушении презумпции невиновности в сети Интернет появились статьи об обвинениях в совершении преступления против половой неприкосновенности, данная информация содержится в сети до настоящего времени, что повлекло у истца появление чувства страха, унижения и стыда.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 17.12.2019 года исковые требования Чеблакова "данные изъяты" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального Казначейства по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворены частично.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Чеблакова "данные изъяты" в счет компенсации морального вреда взыскано "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Оренбурга, апелляционные жалобы СУ СК России по Оренбургской области, Чеблакова "данные изъяты", Управления Федерального казначейства по Оренбургской области - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными постановлениями, Чеблаков Г.А. обратился в суд с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об изменении решения Ленинского районного суда г.Оренбурга или апелляционного определения Оренбургского областного суда, просит принять по делу новое постановление об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Указал, что при принятии решения суды никак не обосновали размер взысканной в его пользу суммы.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации Компанеец Л.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, просит принять новое судебное постановление, не передавая дела на новое рассмотрение. Считает, что судом безосновательно не учтены обстоятельства прекращения уголовное дело по ст.134 Уголовного кодекса Российской Федерации, тяжесть преступления, по которому истцу было предъявлено обвинение.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав представителя ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения норм права судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Чеблаков Г.А. был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации в порядке "данные изъяты" Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Чеблакову Г.А. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, в тот же день он был допрошен в качестве обвиняемого.
Постановлением Промышленного районного суда г.Оренбурга от 15.04.2011 года Чеблакову Г.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в "данные изъяты" УФСИН России по "адрес".
Постановлением Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ мера пресечения в виде заключения под стражу продлена до ДД.ММ.ГГГГ, затем постановлением от ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Чеблакову ГА. было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п. "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело и уголовное преследование в отношении Чеблакова Г.А, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации прекращено по основаниям, предусмотренным "данные изъяты" Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, "данные изъяты" с отказом государственного обвинителя от обвинения.
Приговором Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истец признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание "данные изъяты"
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Промышленного районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без изменения.
Постановлением президиума Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ N надзорная жалоба Чеблакова Г.А. удовлетворена, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чеблакова Г.А, осужденного по ст. "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, отменено, уголовное дело в отношении него направлено на новое кассационное рассмотрение в ином составе судей.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чеблакова Г.А. отменен и уголовное дело направлено на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Постановлением Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Чеблакова Г.А, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N14-ФЗ), прекращено в соответствии "данные изъяты" Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в деянии состава преступления, мера пресечения Чеблакову Г.А. в виде заключения под стражу отменена, он освобожден из под стражи в зале суда немедленно. Чеблакову Г.А. разъяснено об отсутствии оснований для возникновения права на реабилитацию в силу "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации ввиду принятия закона, устраняющего преступность деяния.
Обращаясь в суд с иском, Чеблаков Г.А. исходил из своего права на возмещение морального вреда в порядке реабилитации в связи с привлечением к уголовной ответственности по пунктам " "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, избранием в отношении него меры пресечения - заключения под стражу и нахождением под стражей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с предъявленным обвинением.
Постановлением Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за Чеблаковым Г.А. признано право на реабилитацию в связи с прекращением уголовного дела и уголовного преследования в совершении преступления, предусмотренного пунктами "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации на основании "данные изъяты" Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения на основании "данные изъяты" Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации (в связи с отсутствием события преступления) по постановлению Промышленного районного суда в г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 151, 1100, 1101, 1069, 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая пояснения истца, пришел к выводу, что в результате незаконного уголовного преследования Чеблакову Г.А. причинены нравственные страдания. При определении размера компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей судом учтено, что истец незаконно обвинялся в совершении тяжкого преступления, в период обвинения его в совершении только указанного преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, он длительно находился под стражей, избрание ему меры пресечения - заключение под стражу было обусловлено обвинением в совершении именно данного преступления, которое не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, приняты во внимание требования разумности и справедливости, соразмерности допущенного нарушения закона степени физических и нравственных страданий истца в результате незаконного обвинения его в совершении преступления, предусмотренного пунктами "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, учтены характер обвинения и конкретные особенности личности Чеблакова Г.А. - его возраст как на момент заключения под стражу, так и в настоящее время, особенности состояния здоровья, "данные изъяты".
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из положений ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и правильно приняли во внимание длительность уголовного преследования, период нахождения истца под стражей, а также учитывая, что длительное незаконное уголовное преследование и содержание под стражей по обвинению в совершении тяжкого преступления не могло не оказать отрицательного влияния на моральное и психологическое состояние Чеблакова Г.А.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер и степень нравственных страданий истца, связанных с длительностью незаконного уголовного преследования, применением к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, длительность незаконного применения данной меры пресечения, факт прекращения уголовного дела по предъявленному обвинению в совершении тяжкого преступления, а также, исходя из принципа разумности и справедливости, суды пришли к обоснованному выводу о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Чеблакова Г.А. в качестве компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием и содержанием под стражей в качестве компенсации морального вреда "данные изъяты" рублей.
Данный вывод судов согласуется с положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 года N17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве".
Выводы судебных инстанций сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Доводы Чеблакова Г.А, по которым он не согласен с состоявшимися судебными актами, а именно необоснованном занижении размера компенсации морального вреда относительно заявленных требований, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судебными инстанциями, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Решения Европейского Суда по правам человека, на которые ссылается заявитель жалобы, прецедентный характер применительно к настоящему делу не имеют и настоящие спорные отношения не разрешают. Взыскание компенсации морального вреда в сумме, ниже взысканной Европейским судом по правам человека в похожих случаях, о несправедливости размера взысканной компенсации не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы представителя Министерства финансов РФ повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Чеблакова "данные изъяты", представителя Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий И.М. Ромасловская
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.