Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осиповой С.К, судей Ромасловской И.М, Калиновского А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально - педагогический университет" на решение Ленинского районного суда г.Самары от 05 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08 июля 2020 года по гражданскому делу N2-369/2020 по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально - педагогический университет" к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным сохранения статуса лица, нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности снять с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, заслушав доклад судьи Ромасловской И.М, пояснения представителя истца Губина К.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов жалобы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Телегиной Л.А. и её представителя Ходячевой Е.Ю, установила:
истец Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный социально-педагогический университет" (СГСПУ) обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту управления имуществом г.о.Самара(Департамент) о признании незаконным сохранения статуса лица, нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности снять Телегину Л.А. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, мотивируя свои требования тем, что в 2018 году истцом в рамках мероприятий по выселению из студенческих общежитий посторонних лиц, не являющихся студентами и работниками СГСПУ, установлено, что Департамент в нарушение требований закона сохраняет за Телегиной Л.А. статус "нуждающегося в жилых помещениях", право на которое у данного лица утрачено в связи с приобретением в собственность жилого помещения по адресу: "адрес". Наличие у Телегиной Л.А. указанного статуса препятствует ее выселению из общежития СГСПУ и вселению в общежитие действительно нуждающихся лиц. На обращения истца о снятии Телегиной Л.А. с учетаДепартамент указал на отсутствие сведений, на основании которых возможно снятие Телегиной Л.А. с учета.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 05.02.2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08.07.2020 года, в удовлетворении искового заявления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально - педагогический университет" (СГСПУ) к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконным сохранения статуса лица, нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности снять с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях отказано.
В кассационной жалобе представитель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально - педагогический университет" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и просит направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г..Самары в ином составе, указав на незаконность, необоснованность вынесенных постановлений. Акты нижестоящих судов вынесены на основании недействующих норм права либо норм, не распространяющих действие на стороны процесса. Выводы нижестоящих судов не соответствуют материалам дела. Определяя уровень обеспеченности семьи Телегиных жилой площадью на одного члена, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Закона Самарской области от 19.07.2002 года N56-ГД, который утратил силу в связи с принятием Закона Самарской области от 11.07.2006 года N88-ГД, при том, что на сегодняшний день учетная норма жилого помещения в Самарской области устанавливается Законом Самарской области от 11.07.2006 года N87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области". При определении размера социальной площади жилья для семьи из трех человек и более, суд апелляционной инстанции сослался на Программу "Жильё работникам учреждений образования, культуры и иных муниципальных учреждений бюджетной сферы", которая в рамках рассмотренного дела не должна была учитываться, поскольку указанная программа не распространяется на Телегину Л.А. в силу того, что на момент ее утверждения Телегина Л.А. уже несколько лет не являлась сотрудником СГСПУ.
Также при расчете учетной нормы жилой площади, равной 14.8 кв.м, суд апелляционной инстанции принял в учет только метраж принадлежащей Телегиным квартиры по адресу: "адрес" ("данные изъяты".м), но проигнорировал метраж помещений, неправомерно занимаемых Телегиными в студенческом общежитии СГСПУ, то есть безосновательно не учел закон, подлежащий применению, а именно подп.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также заявителем указано на нарушения судом первой инстанции норм процессуального права. Кроме того, при осуществлении разбирательства дела судом первой инстанции нарушены требования ст.228 Гражданского процессуального права Российской Федерации, а именно - ни в одном заседании не осуществлялось протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование).
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п.1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 ст.13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (подп.2 и 3 п.1 ст.14, п.п.4 и 5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу п.7 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании п.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 данного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что постановлением администрации Советского района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ N Телегина ("данные изъяты") Л.А. включена в список очередности по обеспечению жилой площадью.
В списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фона, предоставляемых по договору социального найма по г.о.Самара, Телегина Л.А. учтена под N (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
Телегина Л.А. зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: "адрес", которое является собственностью Российской Федерации (запись N от ДД.ММ.ГГГГ).
Общежитие по указанному адресу находится в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально-педагогический университет" (запись N от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГг. Телегина Л.А. получила жилищный сертификат - свидетельство о выделении безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилья N.
ДД.ММ.ГГГГ между Телегиными А.А, Л.А, А.А. по договору купли- продажи приобретена "адрес", оплата произведена за счет средств указанного сертификата.
По сведениям ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ прекращена государственная регистрация права Телегиных на жилое помещение расположенное по адресу: "адрес".
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст.ст.49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства, установленные по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для снятия Телегиной Л.А. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма по г.о.Самара.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона Самарской области от 19.07.2002 года N56-ГД, положениями Программы "Жилье работникам учреждений образования, культуры и иных муниципальных учреждений бюджетной сферы", утв. постановлением Администрации г.о. Самара от 30.05.2013 года N522 о социальной норме площади жилья для семьи, состоящих их трех и более человек, указав на обеспеченность семьи Телегиной Л.А. жилой площадью ниже уровня, установленного законодательством, отклонил доводы истца о номерном ухудшении лицом свих жилищных условий, признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям применен "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД, который утратил силу в связи с принятием Закона Самарской области от 11.07.2006 года N88-ГД, вступившего в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, положения Программы "Жилье работникам учреждений образования, культуры и иных муниципальных учреждений бюджетной сферы", утв. постановлением Администрации г.о. Самара от 30.05.2013 года N522, при этом не применен закон подлежащий применению, а именно подп.2 п.1 ст.51, ст.53, подп.2 п.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, неверно определена учетная норма жилой. Вместе с тем, по мнению суда кассационной инстанции данные доводы не могут повлечь отмену правильных по существу судебных постановлений, поскольку в силу п.3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, как и решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений (п.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом сведений о том, что департамент управления имуществом г.о. Самара (орган уполномоченный принимать на учет граждан в качестве нуждающихся, так и принимать решения о снятии с такого учета) оспаривает право Телегиной Л.А. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 05 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально - педагогический университет" - без удовлетворения.
Председательствующий С.К. Осипова
Судьи И.М. Ромасловская
А.А. Калиновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.