Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Федотовой Е.В, Якимовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 04.02.2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 29.06.2020 г. по гражданскому делу N 2-38/2020 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Звениговскому муниципальному району в лице администрации Звениговского муниципального района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к Звениговскому муниципальному району в лице администрации Звениговского муниципального района, в котором просило возложить на ответчика обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект санитарно-защитных зон и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам на объект 2 класса опасности - полигон ТБО расположенный по адресу: "адрес" "адрес", в соответствии с требованиями пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", части 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; получить разрешение об установлении размеров санитарно-защитных зон для указанного полигона ТБО. В обоснование иска указав, что Звениговскому муниципальному району принадлежит объект: полигон твердых бытовых отходов, назначение: захоронение отходов, общей площадью 72397, 0 кв.м, лит. 1, расположенный по адресу: "адрес" "адрес" Данный полигон ТБО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" относится к I категории объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, и согласно экспертному заключению N 25 от 20 января 2017 года относится ко 2 классу опасности. В целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения, наличия санитарно-защитной зоны является обязательным, в том числе в отношении действующих объектов капитального строительства,
являющихся источниками химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания человека.
Решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 04 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 29 июня 2020 года, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл удовлетворены, на Звениговской муниципальный район в лице администрации Звениговского муниципального района возложена обязанность в течении 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитных зон и получить санитарно-эпидемиологичекое заключение о соответствии проекта санитарным правилам на объект 2 класса опасности - полигон ТБО, расположенный по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов", ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- получить разрешение об установлении размеров санитарно-защитных зон для полигона ТБО, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", в соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов".
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных постановлений как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Звениговский муниципальный район является собственником полигона твердых бытовых отходов и земельного участка под ним общей площадью 72397, 0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес"
Указанный полигон ТБО в соответствии с постановлением правительства РФ от 28 сентября 2015 года N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий" и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов", относится к I категории, код объекта 88-0112-000636-П (объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий); объект относится ко 2 классу опасности (санитарно-защитная зона 500 м), о чем также свидетельствует письмо Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 января 2020 года, экспертное заключение проектной документации от 20 января 2017 года N 25 Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл".
Как указано истцом, на полигоне ТБО у "адрес" размещались отходы III-IV классов опасности. При недостатке кислорода органические отходы подвергаются анаэробному брожению, что приводит к формированию смеси метана и угарного газа, возникает большое количество водяного пара. Возникающие в теле полигона газы и пары образуют собой влажную газовую смесь, основным составляющим которой являются метан и диоксид углерода, что может оказывать негативное влияние на окружающую среду, проявляющуюся в виде опасности пожара, взрыва, распространения неприятного запаха.
В связи с признанием решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2019 года по делу N АЗ 8-6251/2019 действий администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район", выразившихся в передаче индивидуальному предпринимателю Краснову В.А. прав владения и пользования объектом, на котором осуществляется размещение ТБО, без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, незаконными, прекращено действие договора аренды N 9 муниципального имущества от 20 декабря 2017 года, заключенного с индивидуальным предпринимателем Красновым В.А, объект недвижимости - полигон ТБО, назначение: захоронение отходов, общей площадью 72 397 кв.м, лит. 1, по адресу: "адрес", о чем 26 ноября 2019 года составлено соглашение, объект передан в муниципальную собственность по акту приема-передачи от 18 декабря 2019 года.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружении и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1. /2.1.1.1200-03).
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200- 03 действуют в части, не противоречащей Правилам.
Срок, установленный постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 года N 222 для разработки и установления санитарно-защитной зоны, истек.
Разрешая спор и удовлетворяя требования заявленного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, дав оценку представленным доказательствам в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", части 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 года N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий" и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов", пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что ответчик, обладающий спорным полигоном ТБО на праве собственности, не освобождается от выполнения санитарных правил, направленных на создание безопасной среды обитания, в связи с чем пришел к выводу, что обязанность по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства о благоприятной среде обитания, и разработке проекта санитарно-защитных зон, получению заключения о его соответствии санитарным правилам, получению разрешения об установлении размеров санитарно-защитных зон для спорного полигона ТБО в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, должна быть возложена на Звениговский муниципальный район в лице администрации Звениговского муниципального района.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам кассационной жалобы, не имеется. Нормы права применены судом правильно, вопреки доводам кассационной жалобы, всем представленным доказательствам, дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Право оценки доказательств суду кассационной инстанции законом не предоставлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, Постановления Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" не распространяются на спорный объект и публичное образование, которое не занимается эксплуатацией полигона ТБО, не являющегося вновь строящимся либо реконструируемым объектом, входили в предмет рассмотрения и тщательной проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с действующим законодательством, которая нашла свое отражение в состоявшемся определении суда апелляционной инстанции, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с названными выше выводами судов не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и оспаривание правильности выводов судебных инстанций об установленных им обстоятельствах.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами нижестоящих инстанций, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 04.02.2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 29.06.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий подпись Н.А. Назейкина
Судьи
подпись О.Н. Якимова
подпись Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.