Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н, судей Непопалова Г.Г, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонного) на решение Сызранского городского суда Самарской области от 07 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 августа 2020 г. по гражданскому делу N 2-621/2020 по ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в городе Сызрани Самарской области (межрайонному) о включении периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве и перерасчете страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонного) Гилязовой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что 06 сентября 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в городе Сызрани Самарской области (межрайонного) от 24 декабря 2019 г. N 51 в перерасчете ей отказано, в связи с отсутствием оснований.
Не согласившись с принятым решением, уточнив исковые требования, просила суд обязать УПФ РФ г. Сызрани включить в стаж работы в сельском хозяйстве следующие периоды работы :
- с 01.07.1958 г. по 31.05.1961 г. в должности зоотехника по племенному делу Больше-Черниговской райсельхозинспекции;
- с 27.11.1961 г. по 16.11.1963 г. в должности зоотехника Сызранской Госплемстанции;
- с 06.02.1965 г. по 17.06.1967 г. в должности экономиста Шигонского районного производственного Управления сельского хозяйства;
- с 13.07.1967 г. по 27.02.1970 г. в должности инспектора-экономиста по планированию средств производства Шигонского районного управления сельского хозяйства;
- с 26.03.1970 г. по 23.12.1980 г. в должности зоотехника Сызранской Госплемстанции;
- с 23.12.1980 г. по 02.02.1986 г. в должности государственного инспектора по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Шигонскому району инспекции по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Шигонскому району;
- с 02.02.1986 г. по 16.05.1988 г. в должности зоотехника Шигонского районного агропромышленного объединения Куйбышевской области;
- с 16.05.1988 г. по 01.09.1989 г. в должности диспетчера Информационно-вычислительного центра Агропромышленного комитета Куйбышевской области;
- с 12.09.1989 г. по 12.10.1990 г. в должности диспетчера Шигонского районного агропромышленного объединения, и обязать УПФ РФ г. Сызрани производить фиксированную выплату к пенсии с перерасчетом, начиная с 01.01.2019 г.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 07 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 августа 2020 г, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Постановлено: "Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России в городе Сызрани Самарской области (межрайонное) засчитать ФИО1 в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы : - с 02.07.1958 г. по 31.05.1961 г. в должности зоотехника по племенному делу Больше-Черниговской райсельхозинспекции; - с 27.11.1961 г. по 16.11.1963 г. в должности зоотехника Сызранской Госплемстанции; - с 07.02.1965 г. по 17.06.1967 г. в должности экономиста Шигонского районного производственного Управления сельского хозяйства; - с 13.07.1967 г. по 27.02.1970 г. в должности инспектора-экономиста по планированию средств производства Шигонского районного управления сельского хозяйства; - с 26.03.1970 г. по 23.12.1980 г. в должности зоотехника Сызранской Госплемстанции; - с 24.12.1980 г. по 02.02.1986 г. в должности государственного инспектора по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Шигонскому району инспекции по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Шигонскому району; - с 03.02.1986 г. по 16.05.1988 г. в должности зоотехника Шигонского районного агропромышленного объединения Куйбышевской области; - с 17.05.1988 г. по 01.09.1989 г. в должности диспетчера Информационно-вычислительного центра Агропромышленного комитета Куйбышевской области; - с 12.09.1989 г. по 12.10.1990 г. в должности диспетчера Шигонского районного агропромышленного объединения.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в городе Сызрани Самарской области (межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии ФИО1 с учетом зачета в стаж работы в сельском хозяйстве вышеуказанных периодов работы, с 01 января 2019 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит суд отменить обжалуемые постановления в части удовлетворения исковых требований.
ФИО1 надлежащим образом уведомлялась о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явилась. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 6 сентября 2019 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности с учетом стажа в сельском хозяйстве в должностях в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N1440, более 30 лет, является неработающим пенсионером и постоянно проживает в сельской местности.
Согласно письму начальника УПФ РФ г. Сызрани от 04 октября 2019 года N 01-1879 от 6 сентября 2019 года по материалам пенсионного дела стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве составляет 28 лет 0 месяцев 16 дней (с учетом периодов работы с 27 июля 1956 года по 1 июля 1958 года, с 2 июля 1958 года по 31 мая 1961 года, с 7 февраля 1965 года по 27 февраля 1970 года, с 26 марта 1970 года по 23 декабря 1980 года, с 24 декабря 1980 года по 2 февраля 1986 года, с 3 февраля 1986 года по 16 мая 1988 года), что составляет менее требуемых 30 лет.
В период работы истца в сельском хозяйстве не включены периоды работы с 8 сентября 1961 года по 10 ноября 1961 года в Центрсберкассе 774 в должности кассира, с 27 ноября 1961 года по 16 ноября 1963 года в Сызранской Госплемстанции, с 17 ноября 1963 года по 6 февраля 1965 года в Шигонской средней школе в качестве преподавателя основ производства, с 17 мая 1988 года по 1 сентября 1989 года в Информационно-вычислительном центре Агропромышленного комитета Куйбышевской области, с 12 сентября 1989 года по 12 октября 1990 года в Агропромышленном объединении "Шигонское" в должности диспетчера, с 28 августа 1, 994 года по 31 декабря 1995 года в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку указанные производства не поименованы в названном Списке. С целью уточнения вида деятельности Сызранской Госплемстанции для определения возможности отнесения периода работы в данной организации к работе в сельском хозяйстве направлен соответствующий запрос.
Решением ответчика от 18 ноября 2019 года N 45 срок рассмотрения заявления ФИО1 приостановлен до 18 февраля 2020 года, в связи с проведением проверки документов, необходимых для проведения перерасчета страховой пенсии по старости.
Першина К.П. обратилась к ответчику с претензией от 6 декабря 2019 года, в которой она просила проверить сведения о работе не только в должности зоотехника Сызранской Госплемстанции, но и в период с 16 мая 1988 года по 1 сентября 1989 года в должности диспетчера Агропромышленного комитета Куйбышевской области "Информационновычислительный центр", в должности диспетчера в Агропромышленном объединении "Шигонское" с 12 сентября 1989 года по 12 октября 1990 года; рассмотреть возможность сокращения срока проведения проверки до 1 месяца и считать датой обращения с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости 6 сентября 2019 года.
Решением ответчика N50 от 23 декабря 2019 года срок рассмотрения заявления ФИО1 восстановлен с 23 декабря 2019 года.
Решением ответчика от 24 декабря 2019 года N51 истцу отказано в перерасчете с 01 января 2019 года страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве, в связи с отсутствием оснований. В стаж работы истца в сельском хозяйстве не включены следующие периоды работы: со 02 июля 1958 года по 31 мая 1961 года - в должности зоотехника по племенному делу Больше-Черниговской райсельхозинспекции; с 8 сентября 1961 года по 10 ноября 1961 года в Центрсберкассе 774, с 27 ноября 1961 года по 16 ноября 1963 года - в должности зоотехника Сызранской Госплемстанции; с 15 ноября 1963 года по 6 февраля 1965 года в Сызранском районо, с 7 февраля 1965 года по 17 июня 1967 года - в должности экономиста Шигонского районного производственного Управления сельского хозяйства; с 26 марта 1970 года по 23 декабря 1980 года - в должности зоотехника Сызранской Госплемстанции; с 24 декабря 1980 года по 2 февраля 1986 года в должности государственного инспектора по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Шигонскому району инспекции по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Шигонскому району; с 3 февраля 1986 года по 16 мая 1988 года в должности зоотехника Шигонского районного агропромышленного объединения Куйбышевской области; с 17 мая 1988 года по 1 сентября 1989 года - в должности диспетчера Информационно-вычислительного центра Агропромышленного комитета Куйбышевской области; с 12 сентября 1989 года по 12 октября 1990 года - в должности диспетчера Шигонского районного агропромышленного объединения; с 28 августа 1994 года по 31 декабря 1995 года в ООО "Темп 2", поскольку основным видом деятельности данных организаций не является сельское хозяйство. В стаж работы истца в сельском хозяйстве засчитан период с 27 июля 1956 года по 1 июля 1958 года в колхозе "Степной маяк" -1 год 11 месяцев 5 дней.
Судом первой инстанции установлено и следует из записей в трудовой книжке от 5 июля 1960 года ФИО1 имеет среднее образование по профессии "зоотехник". В период с 1956 года по 1958 года ФИО1 работала зоотехником колхоза "Степной маяк" Больше-Черниговского района, 1 июля 1958 года назначена зоотехником по племенному делу Больше-Черниговской райсельхоз-инспекции; 31 мая 1961 года освобождена от работы по сокращению штата в связи с упразднением инспекции по сельскому хозяйству, С 27 ноября 1961 года по 16 ноября 1963 года ФИО1 работала на должности зоотехника Сызранской Госплемстанции. С 15 ноября 1963 года по 6 февраля 1965 года истец работала преподавателем основ производства в Шигонской средней школе. С 6 февраля 1965 года по 17 июня 1967 года ФИО1 работала экономистом Шигонского районного производственного Управления сельского хозяйства. 13 июля 1967 года ФИО1 восстановлена в должности инженера-экономиста по планированию средств производства Шигонского районного управления сельского хозяйства, а 27 февраля 1970 года освобождена от занимаемой должности в связи с переводом на работу в другую организацию. С 26 марта 1970 года ФИО1 принята на работу в Сызранскую Госплемстанцию зоотехником, и 23 декабря 1980 года уволена в порядке перевода в инспекцию по закупкам и качеству с/х продуктов по Шигонскому району. С 23 декабря 1980 года по 2 февраля 1986 года ФИО1 работа на должности государственного инспектора по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Шигонскому району. 2 февраля 1986 года истец принята в порядке перевода на должность зоотехника Шигонского РАПО, и 16 мая 1988 года уволена в связи с переводом на работу в информационно-вычислительный центр Агропромышленного комитета Куйбышевской области. С 16 мая 1988 года по 1 сентября 1989 года ФИО1 работала диспетчером в порядке перевода в Информационно-вычислительном центре Агропромышленного комитета Куйбышевской области. С 12 сентября 1989 года по 12 октября 1990 года ФИО1 работала в порядке перевода на должности
диспетчера Шигонское АПО, уволена в связи с уходом на пенсию по возрасту.
Согласно архивной справке Архивного отдела Администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 12 марта 2020 года N 153/1-П Шигонское районное агропромышленное объединение (РАПО) - орган управления районным агропромышленным комплексом (АПК), является составным звеном единой межотраслевой системы управления АПК страны, созданной в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом" (1985 г.). В состав РАПО-входят все предприятия и организации районного АПК: колхозы, совхозы, межхозяйственные и другие сельскохозяйственные предприятия; обслуживающие и перерабатывающие предприятия (организации).
В архивной справке Архивного отдела Администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 12 марта 2020 года N152/П указаны сведения о правопреемниках Шигонского районного производственного колхозно-совхозного управления.
Архивными справками Архивного отдела Администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 12 марта 2020 года NN 153/П, 154/П, 155/П. Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 26 марта 2020 года N МСХ-2-12/916, N МСХ-2-12/894, Архивного отдела Администрации Сызранского района Самарской области от 23 марта 2020 года N 22-П/сп, исторической справкой Сызранской государственной племенной станции крупного рогатого скота Бестужевской породы и дополнениями к ней подтверждаются периоды работы истца в должности экономиста Шигонского районного производственного управления сельского хозяйства с 5 февраля 1965 года по 17 июня 1967 года, в должности инженера - экономиста по планированию средств производства с 13 июля 1967 года по 27 февраля 1970 года, в должности диспетчера с 1 сентября 1989 года по 12 октября 1990 года, в должности зоотехника с 2 февраля 1986 года по 16 мая 1988 года.
Частично удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в спорные периоды истец работала в сельском хозяйстве, с учетом чего указанный стаж составил более 30 лет и явился достаточным для возникновения права на получение доплаты, предусмотренной ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимания доводы подателя жалобы о том, что организации, в которых работала ФИО1, осуществляли функции по планированию, организации и управлению сельским хозяйством, т.е. осуществляли административные функции и не имели отношения непосредственно к производству, должности экономиста, инспектора-экономиста, государственного инспектора по закупкам и качеству сельхозпродуктов не поименованы в Списке N 1440.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 N 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности.
Лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности (пункт 2 указанных Правил).
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 N 1440 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018г. N1440, перечислены виды сельскохозяйственной деятельности: растениеводство, животноводство и рыболовство, а также любая работа до 01 января 1992г. в шести типовых для советского периода, сельскохозяйственных организациях (колхоз, машинно-тракторная станция, совхоз, крестьянское (фермерское) хозяйство, артель (сельскохозяйственная), межколхозное предприятие), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики), также наименования профессий, должностей, специальностей, работа по которым предоставляет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
При этом право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии возникает в случае осуществления трудовой деятельности в колхозе, совхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, сельскохозяйственном кооперативе, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также в структурном подразделении растениеводческого, животноводческого и рыбоводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: 1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; 2) выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; 3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
При том, что истица не работала в колхозе, совхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, сельскохозяйственном кооперативе, артели, в нарушение вышеприведённых положений, суд не установилосновной вид деятельности организаций, в который работала истица в спорные периоды, в случае, если ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в структурных подразделениях, являлись ли эти структурные подразделения растениеводческого, животноводческого и рыбоводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Выводы суда о занятости ФИО1 в данные периоды работы на работах в области сельского хозяйства не мотивированы, в решении суда отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.
Кроме того, суд не обосновал свои выводы о возможности включения в сельский стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии периодов работы в должностях, не поименованных в списках.
Таким образом решение суда принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения.
С учетом изложенного выше решение и апелляционное определение нельзя признать законными, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены данных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и рассмотреть дело в соответствии с подлежащими применению нормами закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Сызранского городского суда Самарской области от 07 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 августа 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Сызранский городской суд Самарской области.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи Г.Г. Непопалов
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.