Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Дурновой Н.Г, Федотовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 июля 2020 года по гражданскому делу N 2-900/2020 по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области об обязании произвести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
установила:
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской "адрес" об обязании произвести работы по сохранению объектов культурного наследия, указав в его обоснование, что в целях соблюдения требований ст.9.2 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) (далее - Закон N 73-Ф3) народов Российской Федерации", государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В обоснование заявленных требований указано, что согласно постановлению Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР", Постановлению Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. и приложению к Указу Президента Российской Федерации в списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения на территории Ульяновской области, отнесен памятник В.И. Ленину, расположенный по адресу: г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина.
Объекты культурного наследия федерального значения "Памятник В.И. Ленину, 1940" (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина) (переименована на площадь Соборную); "Памятник Карлу Марксу", (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая); "Памятник Н.М. Карамзину", (г. Ульяновск, ул. Спасская, Карамзинский сквер); "Бюст И.А. Гончарова", (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая, сквер); "Бюст И.Н. Ульянова" (г. Ульяновск, ул. 12 сентября, сквер); "Бюст И.Н. Ульянова", (г. Ульяновск, бульвар Новый Венец) находятся в федеральной собственности, что подтверждается решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 августа 2016 г. по делу N 2-3416/16.
Распоряжением МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области "адрес" г. N N указанные объекты культурного наследия федерального значения учтены в реестре федерального имущества с постоянным реестровым номером в составе государственной казны Российской Федерации.
Управлением по охране объектов культурного наследия произведен осмотр вышеперечисленных объектов культурного наследия федерального значения, по результатам которого было установлено, что они нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ.
В адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ и предоставления графика проведения указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, в числе которых имеется объект культурного наследия федерального значения "Памятник В.И. Ленину, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина).
Из ответа МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области следует, что для решения вопроса по проведению ремонтнореставрационных работ и предоставления графика проведения указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, в числе которых объект культурного наследия федерального значения "Памятник В.И.Ленину, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина), требуется решение центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
На основании изложенного, истец просил обязать Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области:произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения "Памятник В.И. Ленину, 1940, (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина) (переименована на площадь Соборную);
разработать проектную документацию на ремонтные работы постамента и пьедестала памятника, стилобата, цветочниц, реставрацию бронзовой фигуры Ленина;
выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилобата, цветочниц;
произвести техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Карлу Марксу", (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая);
разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилобата;
выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилобата, цветочниц;
произвести техническое обследование объекта культурного наследия
федерального значения "Памятник Н.М. Карамзину", (г. Ульяновск, ул.
Спасская, Карамзинский сквер);
разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилобата;
выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилобата;
произвести техническое обследование объекта культурного наследия
федерального значения "Бюст И.А. Гончарова", (г. Ульяновск, ул.
Коммунистическая, сквер);
разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилобата;
выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилобата;
произвести техническое обследование объекта культурного наследия
федерального значения "Бюст И.Н. Ульянова", (г. Ульяновск, ул. 12 сентября, сквер);
разработать проектную документацию на ремонтные работы двухфигурной скульптурной группы, включающую бюст И.Н. Ульянова и статую мальчика в натуральную величину, пьедестала памятника, постамента и стилобата;
выполнить реставрацию двухфигурной скульптурной группы, постамента и пьедестала памятника, стилобата;
произвести техническое обследование объекта культурного наследия
федерального значения "Бюст И.Н. Ульянова", (г. Ульяновск, бульвар Новый Венец);
разработать проектную документацию на ремонтные работы пьедестала памятника, постамента и стилобата;
выполнить реставрацию скульптуры, постамента и пьедестала памятника, стилобата.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 июля 2020 года, исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г.) в список памятников культуры и искусства, подлежащих охране как памятники государственного значения, включены памятник В.И. Ленину (г. Ульяновск, площадь, В.И.Ленина (в настоящее время Соборная пл.)), памятник Карлу Марксу (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая (пер. Карамзина)), памятник Н.М. Карамзину (г. Ульяновск, ул. Советская, Карамзинский сквер (ул. Спасская, сквер им. Н.М. Карамзина)), бюст И. А. Гончарова (г. Ульяновск, ул. Комммунистическая, сквер (пер. Карамзина, сквер), бюст И.Н. Ульянова (г. Ульяновск, ул. 12 сентября, сквер), бюст И.Н. Ульянова (г. Ульяновск, б-р Новый Венец).
Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия к задачам и функциям Управления отнесены в том числе осуществление мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и обращение в суд с исками о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 августа 2016 г. на территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области возложена обязанность по включению в реестр федерального имущества в том числе вышеуказанных объектов.
Распоряжением территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 19 декабря 2016 г. вышеотмеченные памятники были учтены в реестре федерального имущества.
В ответ на обращение начальника Управления по охране объектов культурного наследия о необходимости проведения ремонтнореставрационных работ с вышеуказанным имуществом МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области письмом от 9 апреля 2018 г. сообщило, что для решения поставленного вопроса ответчик обратился в центральный аппарат Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Обращение стороны истца о согласовании актов- технического состояния бюстов И.Н. Ульянова оставлено ответчиком без удовлетворения письмом от 18 июня 2019 г. со ссылкой на то, что в состав рабочей группы не был включен представитель МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Из общедоступных данных в сети "Интернет" (сайта Управления по охране объектов культурного наследия) следует, что распоряжением исполняющего обязанности Председателя Правительства Ульяновской области от 13 июня 2017 г. и распоряжением Председателя Правительства Ульяновской области от 4 сентября 2019 г. в отношении упомянутых объектов культурного наследия утверждены охранные обязательства собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, дав оценку представленным доказательствам в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пунктами 1 и 3 статьи 214, ст. 210 Гражданского кодекса Российской, Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 N432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", суды исходили из того, что спорные объекты культурного наследия федерального значения внесены в Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, находятся в собственности Российской Федерации и на ответчика как на государственный орган, действующий от имени собственника, возлагается обязанность по сохранению объектов культурного наследия. Установив бездействие МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области и невыполнение ответчиком работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, что создает угрозу для их физической утраты, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного иска.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы, не имеется. Нормы права применены судами правильно, всем представленным доказательствам дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Право оценки доказательств суду кассационной инстанции законом не предоставлено.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия возложена обязанность организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
Доводы кассационной жалобы на не привлечение сотрудника МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области к работе комиссии по определению технического состояния объектов культурного наследия, ссылки заявителя о том, что МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области не уполномочено принимать решения по вопросам финансирования реставрационных работ объектов культурного наследия являлись предметом рассмотрения и тщательной проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с действующим законодательством, которая нашла свое отражение в состоявшемся определении суда апелляционной инстанции, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов о необходимости совершения технического обследования, разработки проектной документации на ремонтные работы и выполнение реставрации рассматриваемых памятников истории и культуры не опровергают.
Доводы кассационной жалобы о том, что субъекты Российской Федерации вправе за свой счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения не освобождают собственника памятников культурного наследия по исполнению возложенной государственной обязанности по сохранности объектов культурного наследия.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального или процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами судов об установленных обстоятельствах, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств по делу.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами нижестоящих инстанций, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись Н.А. Назейкина
Судьи подпись Е.В. Федотова
подпись Н.Г. Дурнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.