Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рипка А.С, судей Арзамасовой Л.В, Трух Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Борский Самарской области на решение Богатовского районного суда Самарской области от 13 марта 2020 года, апелляционное определение Самарского областного суда от 20 июля 2020 года по гражданскому делу N В2-2-47/2020 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадном в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Борский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства.
Заслушав доклад судьи Рипка А.С, объяснения представителя Администрации муниципального района Борский Самарской области, действующего на основании доверенности от 14 июля 2020 года, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Самарской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Отрадном обратилось в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.о.Отрадный Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с появлением несанкционированной свалки на территории с.Новый Кутулук просило обязать Администрацию м.р.Борский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходов на территории с.п.Новый Кутулук (недалеко от ул.Степная) м.р.Борский Самарской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.199 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды"; Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления"; требований п.11.6 СП 3.1.7.2835-11 "Профилактика лептоспирозной инфекции у людей"; п.3.2 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеничекое значение"; п.9.4 СП 3.1.7.2627-10 "Санитарные эпидемиологические правила по профилактике бешенства среди людей"; Федерального закона N131-Ф3 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Решением Богатовского районного суда Самарской области от 13 марта 2020 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадном в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Борский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 июля 2020 года решение Богатовского районного суда Самарской области от 13 марта 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации муниципального района Борский Самарской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрации муниципального района Борский Самарской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации муниципального района Борский Самарской области, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по обращению граждан п.Новый Кутулук, главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Отрадном Колягиной В.И, совместно с главой с. "адрес" Турбиным В.В, начальником отдела по охране окружающей среды и земельному контролю администрации м.р.Борский Самарской области Ремизовым И.М. проведен осмотр контейнерной площадки, расположенной около д.1А ул.Степная на территории п.Новый Кутулук (несанкционированной свалки на территории села).
Актом осмотра территории от 15.11.2019г. установлено, что допущено образование свалки бытового и крупногабаритного мусора. Контейнерная площадка оборудована бетонным покрытием (плита), ограничена по периметру профнастилом, имеется подъездной путь для автотранспорта, на площадке установлено 3 контейнера. Расстояние от контейнерной площадки до ближайшего жилого "адрес" составляет более 20м, но не более 100м. Отсутствует заключение Управления Роспотребнадзора по Самарской области на размещение площадки твердых коммунальных отходов около "адрес".
Решением суда первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадном в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Борский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворены.
У суда округа отсутствуют основания не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы на основании следующего.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения, то ответственность по его надлежащему содержанию несут органы местного самоуправления муниципального района.
Данный вывод судебной коллегии соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда РФ от 29 января 2020 года N 53-КА19-14.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансирования отклоняются судебной коллегией, поскольку отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения от выполнения возложенных законом обязанностей.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами ранее, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на неправильном толковании норм права, на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Администрации муниципального района Борский Самарской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Богатовского районного суда Самарской области от 13 марта 2020 года, апелляционное определение Самарского областного суда от 20 июля 2020 года по гражданскому делу N В2-2-47/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Борский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи Л.В.Арзамасова
Е.В.Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.