Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Бросовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Казаковой Зугры Мияссаровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-4189/2019 по иску Казаковой Зугры Мияссаровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочное назначении страховой пенсии по старости, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
Казакова З.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевск Республики Татарстан (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в Альметьевском районе и г..Альметьевске РТ, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, мотивируя следующим. 8 октября 2018 года обратилась в ГУ-УПФ РФ в Альметьевском районе и г..Альметьевске РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 29 января 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не включены следующие периоды: с 1 ноября 1999 года по 30 ноября 1999 года в должности медицинского лаборанта Альметьевского роддома в Альметьевском родильном объединении при ТМО; с 1 декабря 1999 года по 7 февраля 2001 года в должности фельдшера- лаборанта клинико-диагностической лаборатории в "Альметьевском родильном объединении при ТМО"; с 8 февраля 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в "Альметьевском родильном объединении Управления здравоохранения"; с 1 января 2002 года по 12 июня 2002 года в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в "Альметьевском родильном объединении Управления здравоохранения".
Казакова З.М. просила признать решение ГУ-УПФ РФ в Альметьевском районе и г..Альметьевске РТ N1218856/18/ЯФ-07-01-12/4361 от 29 января 2019 года незаконным; обязать включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорные периоды; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2019 года иск Казаковой З.М. удовлетворен. Суд признал уточненное решение ГУ-УПФ РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске РТ об отказе Казаковой З.М. в назначении пенсии от 29.01.2019г. незаконным. Обязал ГУ-УПФ РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске РТ включить в трудовой стаж для назначения пенсии периоды работы с 01.11.1999г. по 30.11.1999г. в должности фельдшера-лаборанта Альметьевского роддома в Альметьевском родильном объединении при ТМО, с 01.12.1999г. по 07.02.2001г, с 01.01.2002г. по 12.06.2002г. в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в "Альметьевском родильном объединении Управления здравоохранения" и обязал назначить Казаковой З.М. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года решение Альметьевского городского суда Республики Татарстана от 17 декабря 2019 года отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Казаковой З.М. отказано.
Казакова З.М. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года.
Казакова З.М. направила в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражение на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 8 октября 2018 года Казакова З.М. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске РТ от 19 октября 2018 года Казаковой З.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет в городах, выработано 27 лет 4 месяца 22 дня. При этом, в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы с 1 ноября 1999 года по 30 ноября 1999 года в качестве медицинского лаборанта роддома в Альметьевском родильном объединении при ТМО, с 1 декабря 1999 года по 7 февраля 2001 года в качестве фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в Альметьевском родильном объединении при ТМО, с 8 февраля 2001 года по 31 декабря 2001 года в качестве фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в Альметьевском родильном объединении Управления здравоохранения, так как Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066, наименование учреждения не предусмотрено; с 1 января 2002 года по 12 июня 2002 года в качестве фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в Альметьевском родильном объединении Управления здравоохранения, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, наименование учреждения не предусмотрено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении Казаковой З.М. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, спорных периодов ее работы, суд первой инстанции исходил из того, что трудовая деятельность последней в указанные периоды протекала в учреждении здравоохранения, которое выполняет те же лечебные и иные функции по охране здоровья населения, что и родильный дом.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что соответствующая тождественность в порядке, определенном действующим правовым регулированием, не установлена, индивидуальные сведения за спорные периоды работы истицы, зарегистрированной в системе обязательного пенсионного страхования 3 февраля 1999 года, представлены работодателем общим стажем без указания кода особых условий труда. Поскольку без учета спорных периодов работы специальный стаж истицы на 8 октября 2018 года составлял менее 30 лет, оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости истице суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Доводы кассационной жалобы о том, что учреждение, в котором работала истица, неоднократно меняло ведомственную и территориальная принадлежность, но должностные обязанности, не менялись, в связи с чем спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального правая, регулирующие спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу пункта "н" указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 с учетом спорных периодов применению подлежат:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсияхв Российской Федерации", утвержденный постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, г профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которыхдосрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и обутверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1066).
Из трудовой книжки истицы следует, что Казакова З.М. работала с 1 ноября 1999 года по 30 ноября 1999 года в должности медицинского лаборанта Альметьевского роддома в Альметьевском родильном объединении при ТМО; с 1 декабря 1999 года по 7 февраля 2001 года в должности фельдшера- лаборанта клинико-диагностической лаборатории в "Альметьевском родильном объединении при ТМО"; с 8 февраля 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в "Альметьевском родильном объединении Управления здравоохранения"; с 1 января 2002 года по 12 июня 2002 года в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в "Альметьевском родильном объединении Управления здравоохранения".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что ни Списком от 22 сентября 1999 г. N 1066, ни Списком от 29 октября 2002 г. N 781 не предусмотрена возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов работы среднего медицинского персонала в территориальных медицинских объединениях, родильных объединениях при Управлении здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, по настоящему делу доказательств, подтверждающих установление Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации такой тождественности в отношении названных выше организаций, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции правомерно принял во внимание, что в выписке из индивидуального лицевого счета Казаковой З.М, зарегистрированной в системе государственного пенсионного страхования 3 февраля 1999 года, спорные периоды работы отражены работодателями общим стажем без указания кода особых условий труда.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений персонифицированного учета, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом апелляционной инстанции применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся безусловными основаниям для отмены судебного акта, кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Казаковой Зугры Мияссаровны - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.