Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рипка А.С, судей Арзамасовой Л.В, Трух Е.В, при участии прокурора Шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хлебниковой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Кировской области в интересах неопределенного круга лиц на апелляционное определение Кировского областного суда от 25 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-369/2020 по исковому заявлению Котельничского межрайонного прокурора Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" о возложении обязанности организовать искусственное освещение автомобильной дороги федерального значения.
Заслушав доклад судьи Рипка А.С, заключение прокурора Шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хлебниковой Е.В, объяснения представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности от 09 января 2020 года, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
котельничский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" о возложении обязанности организовать искусственное освещение автомобильной дороги федерального значения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России "Котельничский" на основании обращения Лузяниной А.А. проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части организации уличного освещения в границах населенного пункта "адрес" "адрес", в ходе которой установлено, что в нарушение норм федеральных законов о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, а также требований ГОСТ Р 52766-2007 на всем протяжении участка дороги общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" с 311 км по 313 км +500 м, проходящих вдоль населенного пункта "адрес" в темное время суток отсутствует стационарное электрическое освещение. В связи с тем, что ответчиком не организовано содержание автомобильных дорог федерального значения в соответствии с требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в том числе предупреждение взрослого и детского дорожно-транспортного травматизма, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, просил обязать ответчика организовать искусственное освещение участка автомобильной дороги федерального значения Р-176 "Вятка" с 311 км по 313 км + 500 м, проходящей вдоль населенного пункта "адрес" в ночное время.
Решением Котельничского районного суда Кировской области от 09 июня 2020 года исковые требования Котельничского межрайонного прокурора Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" о возложении обязанности организовать искусственное освещение автомобильной дороги федерального значения удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 25 августа 2020 года решение Котельничского районного суда Кировской области от 09 июня 2020 года отменено. Принят новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Котельничского межрайонного прокурора Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" о возложении обязанности организовать искусственное освещение автомобильной дороги федерального значения отказано.
В кассационной жалобе Прокурора Кировской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения Кировского областного суда от 25 августа 2020 года
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
На кассационную жалобу поступил отзыв ФКУ Упрдор "Прикамье".
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, объяснения представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства", судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В силу требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Кировской области от 27.12.2012 N 06-1108 улично-дорожная сеть г. Котельнича с кадастровыми номерами N, являющаяся транзитным маршрутом автомобильной дороги общего пользования федерального назначения Р-176 "Вятка", передана из муниципальной в федеральную собственность.
Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 13.04.2016 N 600-р прекращено право оперативного управления ФКУ "Волго-Вятскуправдор" на объекты федерального имущества, включая участок дороги общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка", данные объекты закреплены на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор "Волга".
Приказом Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 06.04.2016 N 559 ФКУ Упрдор "Волга" переименовано в ФКУ Упрдор "Прикамье".
Согласно распоряжению от 13.04.2016 N 600-р участок автомобильной дороги Р-176 "Вятка" с 310 км+84 м по 312 км +46 м и с 312 км+46 м по 501 км+50 м переданы в оперативное управление ФКУ Упрдор "Прикамье".
Таким образом, часть автомобильной дороги Р-176 "Вятка", в том числе часть улично-дорожной сети "адрес" (объезд г. Котельнича), была закреплена на праве оперативного управления и передана по передаточному акту от 26.04.2016 за ФКУ Упрдор "Прикамье".
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, установлено, что относящееся к средствам улучшения видимости стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В нарушение указанного требования на всем протяжении участка дороги общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" с 311км по313км +500 м, проходящих вдоль населенного пункта "адрес" в темное время суток отсутствует стационарное электрическое освещение.
Указанное подтверждается актом проверки от 31.10.2019, составленным комиссией в составе помощника Котельничского межрайонного прокурора Захарова Р.А, государственного инспектора ДН ОГИБДД МО МВД России "Котельничский" Тебенькова А.В.
В связи с выявленными нарушениями Котельничским межрайонным прокурором 11.11.2019 в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Судом первой инстанции установлено, что спорный участок дороги не имеет искусственного освещения, что не соответствует указанным нормативным требованиям и создает угрозу безопасности граждан на данном участке дороги. Также установлено, что обслуживание спорного участка автомобильной дороги возложено на ответчика. Указанные обстоятельства послужили основанием для возложения на ответчика обязанности по устройству электроосвещения на данном участке дороги до 31.12.2020 года.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суду не были предоставлены достаточные доказательства для удовлетворения исковых требований поскольку прокурором не представлено каких-либо доказательств того, что межремонтный срок прошел и обязанность по проведению капитального ремонта уже наступила; кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что не представлены доказательства возможности выполнения указанных мероприятий в установленные сроки, направленное прокурором представление было надлежащим образом ответчиком рассмотрено и направлены предложения о включении в план финансирования и обустройства данного участка дороги.
С данными выводами суда апелляционной инстанции не может согласится суд округа на основании следующего.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее Классификация работ).
В пункте 3 раздела II вышеуказанной Классификации работ определен перечень работ при капитальном ремонте автодорог.
В соответствии с подразделом 4 пункта 3 раздела II вышеуказанной Классификации работ по элементам обустройства автомобильных дорог, к которым относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень работ при капитальном ремонте включает в себя следующие виды:
а) замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений;
б) замена средств организации и регулирования дорожного движения на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными дорогами и железными дорогами;
в) нанесение и удаление временной разметки на период капитального ремонта;
г) нанесение постоянной разметки после капитального ремонта;
д) замена элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
В подразделе 4 пункта 4 раздела II вышеуказанной Классификации работ определено, что к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы по элементам обустройства автомобильных дорог:
а) устройство недостающих переходно-скоростных полос и разделительных островков на съездах и въездах, пересечениях и примыканиях, на автобусных остановках; устройство недостающих аварийных улавливающих съездов (карманов) на затяжных спусках с оборудованием знаками и ограждениями;
б) обустройство ремонтируемых участков автомобильных дорог недостающими дорожными знаками, сигнальными столбиками и ограждениями;
в) устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями;
г) устройство (монтаж) недостающих средств организации и регулирования дорожного движения, в том числе светофорных объектов, на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, а также в местах пешеходных переходов в одном уровне;
д) устройство недостающих виражей на опасных для дорожного движения кривых с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией;
е) архитектурно-художественное оформление элементов обустройства и благоустройства участков автомобильных дорог, развязок, площадок отдыха, автобусных остановок, смотровых площадок и других объектов;
ж) устройство пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств;
з) устройство недостающего электроосвещения;
и) устройство автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью.
Таким образом, устройство недостающего электроосвещения относится к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода.
В разделе III вышеуказанной Классификации работ определена классификация работ по ремонту автомобильных дорог.
В соответствии с подразделом 4 пункта 5 раздела III Классификации работ при ремонте проводятся следующие виды работ по элементам обустройства автомобильных дорог:
а) восстановление дорожных информационных систем и комплексов, знаков и табло индивидуального проектирования, элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорных объектов;
б) восстановление существующих переходно-скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей;
в) восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек;
г) восстановление электроосвещения;
д) восстановление дорожной линейной телеграфной или радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи; восстановление кабельной сети, технических комплексов управления;
е) восстановление элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Учитывая вышеизложенное, восстановление электроосвещения относится к ремонту дорог.
Согласно разделу IV Классификации работ (подраздел 4 пункта 6) замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей включается в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
Актом проверки содержания улично-дорожной сети "адрес" Котельничского района от 31.10.2019 установлено, что на протяжении участка дороги общего пользования федерального значения, указанного в данном акте, в темное время суток отсутствует (не включено) стационарное электрическое освещение.
В представлении межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения от 11.11.2019 N 02-04-2019 указаны аналогичные нарушения.
В исковом заявлении Котельничский межрайонный прокурор просит обязать ФКУ УПРДОР "Прикамье" организовать искусственное освещение автомобильной дороги федерального значения.
Делая вывод о том, что работы, которые просит провести прокурор относятся к работам по капитальному ремонту автодороги, суд апелляционной инстанции не указал, на основании каких документов, представленных в материалы дела, судом апелляционной инстанции сделан вывод о необходимости проведения работ по капитальному ремонту автодороги, при наличии опор линий электропередач, о которых было заявлено прокурором.
Делая вывод о том, что не представлены доказательства возможности выполнения указанных мероприятий в установленные сроки, судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что в материалах дела отсутствуют ходатайства ответчика о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта.
Отсутствие финансирования не может являться основание для освобождения от исполнения возложенных обязанностей.
Судом апелляционной инстанции не проверены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Полномочия по установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела, а также по оценке доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем допущенные судом нарушения не могут быть восполнены на стадии кассационного рассмотрения дела.
Таким образом, обжалованный судебный акт подлежат отмене, а дело - направлению в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо устранить изложенные недостатки, установить все имеющие значение фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне исследовать доводы сторон и представленные ими доказательства, дать им надлежащую правовую оценку и с соблюдением норм материального и процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Кировского областного суда от 25 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-369/2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи Л.В.Арзамасова
Е.В.Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.