Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Матвеевой Л.Н, Калиновского А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области на решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 августа 2020 г, кассационную жалобу администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 августа 2020 г. по гражданскому делу N 2-125/2020 по иску Полухина Константина Николаевича, Полухиной Надежды Семеновны к администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области о понуждении предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С, судебная коллегия
установила:
Полухин К.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования Кваркенский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области от 28 октября 2019 г. он принят на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении по категории "инвалиды".
До настоящего времени жильем не обеспечен.
Просил суд обязать предоставить во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории с. Кваркено Кваркенского района Оренбургской области, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям на состав семьи 1 человек.
Решением Кваркенского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2020 г. исковые требования Полухина Константина Николаевича удовлетворены частично. Суд обязал администрацию муниципального образования Кваркенский сельский совет предоставить Полухину К.Н. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории с.Кваркено Кваркенского района Оренбургской области, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям на состав семьи один человек. В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Оренбургской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 августа 2020 г. решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2020 г. дополнено указанием в абзаце 2 резолютивной части решения суда, после слов "обязать администрацию муниципального образования Кваркенский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области" за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В кассационной жалобе Министерством социального развития Оренбургской области ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений и отказе в иске.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области просит отменить судебные постановления и принять новое решение с удовлетворением иска к надлежащему ответчику - администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области.
Участвующие в деле лица, их представители, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении обжалуемых судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций были допущены.
Как следует из материалов дела, Полухин К.Н. является инвалидом второй группы по общему заболеванию с 30 мая 2019 г. бессрочно страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Жилых помещений в собственности Полухин К.Н. не имеет, зарегистрирован по адресу: "адрес", жилое помещение общей площадью 79, 2 кв.м принадлежит матери истца.
Протоколом заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет от 28 октября 2019 г. Полухин К.Н. принят на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении. Истец включен в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды".
Протоколом заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет от 17 декабря 2019 г. Полухин К.Н. оставлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "инвалиды", поскольку имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-03 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", районный суд исковые требования удовлетворил.
С вышеизложенными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы муниципального образования Кваркенский сельсовет, суд апелляционной инстанции сослался на положения Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N1853/389-IV-03 "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан", дополнив резолютивную часть решения указанием на предоставления жилого помещения истцу за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку находит их ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права.
Выводы судов нормам материального права не противоречат.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 30-П был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.
Как было указано Конституционным Судом РФ в вышеназванном Постановлении на основе положений статей 2, 12, 13 и 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом во всяком случае обязанности публичной власти по обеспечению реализации гражданами, относящимися к каждой определенной законодательством категории, права на жилище должны быть также четко определены законом.
Конституционным Судом РФ в пункте 3.2 мотивировочной части Постановления также было обращено внимание на основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и распространяющееся на граждан, страдающих заразными формами туберкулеза, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом, как указано Конституционным Судом, предусмотренная пунктом 5 ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" мера социальной поддержки в виде внеочередного предоставления гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений распространяется не только на лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и на других лиц, больных заразными формами туберкулеза, и предполагает возможность их обеспечения жильем как по договорам социального найма, так и в ином установленном законом порядке, а гражданин, имеющий право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", так и по другим основаниям, предусмотренным законодательством, в силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по своему выбору по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В свою очередь, в пункте 3.3 мотивировочной части Постановления на основе норм законодательства, определяющих компетенцию органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 4 ст. 26.1, пункты 2 и 7 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14 - 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), указано, что внеочередное предоставление гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений не входит ни в число полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ни в число вопросов местного значения, определенных (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с выводами Конституционного Суда, изложенными в пункте 3.4 мотивировочной части Постановления, федеральному законодателю надлежит конкретизировать порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), в части принадлежности данного полномочия конкретному уровню публичной власти и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств. При этом федеральный законодатель должен исходить из того, что предусмотренное пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Этим не исключается передача федеральным законом указанного полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; эти органы не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
В определении от 15 января 2015 г. N2-О-Р Конституционный Суд Российской Федерации в порядке разъяснения Постановления от 24 декабря 2013 г. N 30-П указал, что абзац шестой пункта 3.4 его мотивировочной части не может рассматриваться как позволяющий возлагать на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и обязанность по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств за счет собственных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
После принятия вышеназванных актов Конституционного Суда Российской Федерации в пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" были внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 124-ФЗ: этот пункт был изложен в новой редакции, предусматривающей, что больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем каких-либо специальных положений о порядке обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, в том числе норм о порядке взаимодействия между этими органами и органами власти Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации в целях предоставления жилых помещений, Жилищный кодекс Российской Федерации, как и другие акты действующего законодательства, не содержит.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным этим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном этим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" в статье 7 определено, что местное самоуправление на территории Оренбургской области осуществляется в муниципальных образованиях: сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.
Как следует из положений статьи 3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области", по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории Оренбургской области предоставляются следующим категориям граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне соответствующих заболеваний, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; больным заразными формами туберкулеза в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Действительно, Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N1853/389-IV-03 "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, категории граждан, к которой относится истец.
Однако статьей 1 указанного выше Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N1853/389-IV-03 отдельными государственными полномочиями Оренбургской области Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне соответствующих заболеваний, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и больных заразными формами туберкулеза, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, однако в настоящем случае иск был предъявлен к администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, что судами не учтено.
В силу статьи 6 указанного выше Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N1853/389-IV-03 использование органами местного самоуправления финансовых средств, полученных на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области, на иные цели не допускается.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Оренбургской области от 19 октября 2011 г. N1015-п (ред. от 12 мая 2020) "Об утверждении правил предоставления субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан", настоящие Правила определяют порядок предоставления субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов Оренбургской области (далее - муниципальные образования) на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан".
Между тем указанным доводам муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области в апелляционном определении оценка фактически не дана.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что данные судебные постановления указанным выше требованиям закона не отвечают.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 августа 2020 г. подлежит отмене, а гражданское дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное, проверить все доводы и возражения сторон, в том числе дать оценку доводам Министерства социального развития Оренбургской области об отсутствии у Полухина К.Н. оснований на обеспечение жилым помещением в связи с его обеспеченностью учетной нормой жилья, о необходимости привлечения к участию в деле Правительства Оренбургской области, Министерства финансов Оренбургской области, муниципального образования Кваркенский район, оценить представленные сторонами доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 августа 2020 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи А.А. Калиновский
Л.Н. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.