Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н, судей Ившиной Т.В, Ромасловской И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 июля 2020 г. по гражданскому делу N 2-502/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонному) о включении периода работы в специальный стаж.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя ФИО1 - Зудовой Е.А, поддержавшей доводы жалобы, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонного) Митусовой О.Г, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что 29 июля 2019 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонного) (далее - ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонного) от 25 октября 2019 г. N 2236 в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Не согласившись с принятым решением просила суд признать решение ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) N 2236 от 29.10.2019 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным; обязать ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии период с 02.02.1994 г. по 07.04.1998 г, с 15.04.1998 г. по 31.01.2013 г, с 02.02.2013 г. по 10.04.2019 г, в ФГБУЗ "Самарский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" в должности санитарки рентгенологического кабинета; назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 04 марта 2020 г. исковые требования удовлетворены.
На ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г. о. Тольятти Самарской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1 период работы с 02.02.1994 по 07.04.1998, с 15.04.1998 по 31.01.2013, с 02.02.2013 по 10.04.2019 в ФГБУЗ "Самарский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" в должности санитарки рентгенологического кабинета и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 29.07.2019.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 июля 2020 г. решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 4 марта 2020 года отменено, постановлено по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит суд отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 июля 2020 г, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 04 марта 2020 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах) - Раздел XXIV, код позиции: 22600000-14467.
В письме Министерства труда и социального развития РФ от 26.06.2003 N 5031-юл разъясняется, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными". При таких обстоятельствах назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с письмом Минтруда РФ от 25.05.1992 N 1062-РБ возможно при соблюдении изложенных в данном письме условий, а именно при выполнении санитарками постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными.
Согласно квалификационной характеристике должности "младшая медицинская сестра по уходу за больными", содержащейся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, младшая медицинская сестра по уходу за больными оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 29.07.2019 г. истец ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 29.10.2019 N 2236 истцу ФИО1 отказано в назначении пенсии по тем основаниям, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отсутствует.
Как следует из решения ответчика документально не подтверждается, что ФИО1 в периоды работы со 02.02.1994 г. по 07.04.1998 г, с 15.04.1998 г. по 31.01.2013 г, со 02.02.2013 г. по 10.04.2019 г. в ФГБУЗ "Самарский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" в должности санитарки рентгенологического кабинета постоянно в течение полного рабочего дня выполняла обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными. Сведения с 01.01.2002 г. ФГБУЗ "Самарский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" в отношении ФИО1 подала без кода льготы.
Согласно сведениям о штатах и кадрах ФГБУЗ СМКЦ ФМБА России и акту проверки N 20/19 от 20.05.2019 г. в рентгенкабинете штатным расписанием предусмотрены должности врача-рентгенолога, рентгенолаборанта, санитарки. Должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в штатном расписании за 1994-2019 годы отсутствует.
Из справок, уточняющих характер работы или условий труда от 10.04.2019 N 6, от 27.11.2019 N 38 следует, что ФИО1 работает в ФГБУЗ "Самарский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" в диагностическом отделении поликлиники, постоянно в режиме полной рабочей недели, полного рабочего дня в должности санитарки рентгеновского кабинета с 02.02.1994 (приказ N11 от 02.02.1994 по 31.12.2010), в должности санитарки рентгеновского кабинета с 01.01.2011 (приказ N75 от 01.01.2011 по настоящее время), в соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10, раздел XXIV, позиция 22600000-14467.
Из пояснительной записки ФГБУЗ "Самарский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" следует, что ФИО1 в период с 02.02.1994 по 31.12.2010 в Тольяттинской больнице в штатном расписании утверждена 1, 0 единица должности санитарки рентгеновском кабинете. Должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновском кабинете в штатном расписании отсутствует. Фактически ФИО1 постоянно, в течение полного рабочего дня осуществляла функции младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновском кабинете. Рентгеновские исследования в рентгенкабинете поликлиники, расположенной по адресу: "адрес" проводились на 2-х рентгеновских аппаратах: стоматологический дентальный аппарат 5Д2; рентгеновский комплекс РДК 50/6 на 3 рабочих места, без УРН приставки (усилитель рентген изображения, телевизионный канал воспроизведения, предназначенный для значительного снижения лучевой нагрузки при рентген диагностических исследованиях на медицинский персонал и пациентов).
Рентгенкабинет имеет в своем составе: процедурный кабинет, где проводятся рентгеноскопические и рентгенографические исследования, пультовую, фотолабораторию. Персонал рентгенкабинета (врач-рентгенолог, рентгенолаборант, санитарка) работают в 1 смену, при 30 часовой рабочей неделе (5 дней в неделю по 6 часов ежедневно). Рентгеновские исследования проводились амбулаторным пациентам и пациентам, находившимся на лечении в круглосуточном стационаре в соответствии с Перечнем методик (прилагается), утверждаемым главным врачом учреждения, по согласованию с Роспотребнадзором в полном объеме, что отражалось в ежегодных годовых отчетах (прилагаются).
В соответствии с расшифровкой занятости санитарки ФИО1 в течение рабочего дня в ренгенкабинете, истец осуществляет транспортировку тяжелобольных в рентген кабинет, подготовку больных к проведению рентгенологических исследований, помощь врачу - рентгенологу в проведении рентгенологических исследований (ирригоскопия кишечника, рентгеноскопия желудка и т.д.), уборка рентген кабинета после рентгенологических исследований.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что согласно расшифровке занятости ФИО1 в течение рабочего дня в рентгенокабинете следует, что при анализе фотографии рабочего времени санитарки ФИО1 она более 80 % рабочего времени работала во вредных условиях труда, занята на работах по непосредственному обслуживанию больных. Полный рабочий день на полную ставку занята в рентген кабинете по уходу за больными: транспортировка тяжелобольных в рентген кабинет, подготовка больных к проведению рентгенологических исследований, помощь врачу- рентгенологу в проведении рентгенологических исследований (ирригоскопия кишечника, рентгеноскопия желудка и т.д.), уборка рентген кабинета после рентгенологических исследований.
Сопоставив должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными с фактически выполняемой работой ФИО1 суд первой инстанции указал, что должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, предусмотренные квалификационными справочниками согласуются с теми обязанностями, которые фактически выполняла ФИО1, работая санитаркой в рентгеновском кабинете.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходил из того, что индивидуальные сведения сданы без указания кода льготных условий труда, не может быть принята внимание ежемесячная доплата истцу в размере 15%, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, вредные и опасные факторы - на рабочем месте, поскольку право на досрочное назначение страховой пенсии по старости санитарок рентгеновских отделений и кабинетов возникает только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, а не наряду с другими обязанностями.
Нахождение в рентгеновском кабинете при длительно включённой аппаратуре правового значения для назначения досрочной страховой пенсии по старости по данному основанию не имеет.
Доказательств выполнения истцом работы младшей медицинской сестры по уходу за больными полный рабочий день в материалы дела не представлено.
Представленная в материалы дела справка уточняющая характер работы также не может быть принята во внимание по изложенным выше мотивам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания, поскольку само по себе предоставление работодателем в отношении застрахованного лица индивидуальных сведений без указания кода льготных условий труда не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на должностную инструкцию от 2010 г. санитарки, на заключение пенсионного органа о том, что право истца на пенсию по п.2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не подтверждается, а также на то, что индивидуальные сведения сданы без указания кода льготных условий труда, указал на отсутствие доказательств выполнения истцом работы младшей медицинской сестры по уходу за больными полный рабочий день.
Между тем, само по себе заключение пенсионного органа об отсутствии права истца на досрочную пенсию положено в основу принятого ответчиком решения об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом именно данное решение является предметом проверки суда при разрешении настоящего спора.
В соответствии с абз.2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Как следует из материалов дела, суд апелляционной инстанции по ходатайству представителя приобщил к материалам дела выписку из лицевого счёта застрахованного лица ФИО1, из которой следует, что до 01.01.2002 г. работодатель представлял сведения в отношении истца с указанием кода льгот, должностную инструкцию рентгенлаборанта от 11 января 2010 г, инструкцию по охране труда санитарки рентген кабинета от 05 января 2007г, должностную инструкцию врача- рентгенолога.
Вопреки требованиям абз.2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям, содержащимся в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 определение о приобщении к материалам дела указанных документов не мотивировано.
Должностная инструкция санитарки рентген кабинета от 2010 г. в материалах дела отсутствует.
Между тем, сославшись на данную должностную инструкцию, как на доказательство, не сопоставив должностные обязанности истца с должностными обязанностями младшей медицинской сестры по уходу за больными, не дав оценку иным доказательствам, положенным судом первой инстанции в основу принимаемого решения, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о необоснованности выводов суда первой инстанции и недоказанности факта выполнения истцом более 80% своего рабочего времени обязанностей младшей медицинской сестры по уходу за больными.
В качестве доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований истец наряду с иными документами приобщила справки, уточняющие особый характер работы, отвергнутые судом апелляционной инстанции по причине предоставления работодателем сведений за спорные периоды без указания кода льгот.
Однако суд апелляционной инстанции не учел, что судом первой инстанции дана правовая оценка предоставленным справкам на предмет их относимости, допустимости, достоверности и связи данных доказательств с иными доказательствами, собранными по делу.
Кроме того согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 01.12.1997 г.
Согласно действующему пенсионному законодательству периоды работы до указанной даты истец вправе подтвердить документами, выдаваемыми работодателями, кроме того после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования застрахованное лицо вправе оспорить сведения персонифицированного учёта.
Также суд апелляционной инстанции не дал никакой оценки тому обстоятельству, что работодатель, и это признаёт пенсионный орган в своём решении, до 01 января 2002 г. предоставлял сведения относительно истца с указанием кода льгот.
Таким образом, суд апелляционной инстанции без исследования фактических обстоятельств, связанных с характером работы ФИО1, по существу переоценил выводы суда первой инстанции и сделал свой вывод об обратном в нарушение приведенных выше положений норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 июля 2020 г. нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 июля 2020 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в ином составе судей в суд апелляционной инстанции - Самарский областной суд.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи Т.В. Ившина
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.