Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Бросовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кашапова Расиха Равиловича на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 21 января 2020 года, дополнительное решение Вахитовского районного суда г. Казани от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-286/2020 по иску Кашапова Расиха Равиловича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан о признании права на назначение пенсии по выслуге лет, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
Кашапов Р.Р. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан) о признании права на назначение пенсии по выслуге лет. В обоснование исковых требований указал, что истец обратился в УФСИН России по Республике Татарстан для производства расчета выслуги лет и подготовки документов для назначения пенсии. Письмом УФСИН России по Республике Татарстан от 19 сентября 2019 года в расчете выслуги лет и назначении пенсии Кашапову Р.Р. отказано. С учетом уточнения исковых требований просил суд возложить на УФСИН России по Республике Татарстан обязанность по включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, период обучения в Апастовском СПТУ-26 с 1 сентября 1982 года по 25 июня 1985 года из расчета два месяца учебы за один месяц службы (до поступления на службу) - 1 год 4 месяца 27 дней, установить, что его выслуга лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" на дату окончании службы в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России но Республике Татарстан - 12 ноября 2001 года, составляет 20 лет 4 месяца 4 дня, обязать УФСИН России по Республике Татарстан произвести расчет выслуги лет для назначения пенсии, подготовить документы для назначения пенсии и назначить пенсию по выслуге лет.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 21 января 2020 года и дополнительным решением от 7 июля 2020 года исковые требования Кашапова Р.Р. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года решения суда оставлены без изменения.
Кашапов Р.Р. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Кашапов Р.Р. направил в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для её удовлетворения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом начальника следственного изолятора N 2 УИН Минюста России по Республике Татарстан от 13 ноября 2001 года N 193 л/с Кашапов Р.Р. уволен из органов УИС Минюста России, выслуга лет по состоянию на 13 ноября 2001 года составляет в календарном исчислении 11 лет 9 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 16 лет 8 месяцев 7 дней.
Согласно справке ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Татарстан от 30 июня 2020 года общая продолжительность службы в календарном исчислении и льготном исчислении прапорщика внутренней службы (в отставке) Кашапова Р.Р, водителя - сотрудника гаража следственного изолятора N 2 УИН Минюста России по Республике Татарстан по состоянию на 13 ноября 2001 года составляет 14 лет 23 дня и 18 лет 11 месяцев 7 дней соответственно, при этом время работы в учреждениях уголовно-исправительной системы по вольному найму до зачисления на службу в следственных изоляторах в период с 13 ноября 1989 года по 13 февраля 1992 года включено в специальный стаж как 2 года 3 месяца с коэффициентом равном 1.0.
Кашапова Р.Р. 26 августа 2019 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, в назначении которой было отказано в связи с отсутствием необходимой выслуги лет. Не был зачтен период учебы в Апастовском СПТУ-26.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в выслугу лет истца указанного периода учебы в СПТУ-26. Ввиду включения ответчиком в выслугу лет истца периода работы в учреждениях уголовно-исправительной системы по вольному найму до зачисления на службу в следственных изоляторах с 13 ноября 1989 года по 13 февраля 1992 года (включено в специальный стаж как 2 года 3 месяца с коэффициентом равном 1.0) дополнительным решением истцу отказано в удовлетворении данной части требований в связи с отсутствием спора.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом суды руководствовались положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3566-1 "Об образовании", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Инструкцей о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 года N 76.
Доводы кассационной жалобы о том, что Кашапов Р.Р. по состоянию на 25 июня 1985 года закончил обучение в Апастовском среднем профессионально-техническом училище с завершением обучения по программе общего среднего образования, то есть до поступления на службу закончил обучение в образовательном учреждении среднего профессионального образования - в среднем специальном учебном заведении, что в свою очередь является основанием для применения абзаца 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 31.07.2001г, с изм. от 04.10.2001г.), действовавшего на дату увольнения Кашапова Р.Р. со службы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Отклоняя данные доводы, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (абзац 2 пункта 2 в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). В действующей редакции абзаца 2 пункта 2 названного постановления в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 2 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывалось время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с 1 августа 2018 года.
В соответствии с позицией истца, до 1 августа 2018 года при назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы время обучения до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных засчитывалось в выслугу лет независимо от того, являлась ли образовательная организация профессиональным, или средним профессиональным образовательным учреждением, что отражено в абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941. В то же время, в данной редакции этот абзац был изложен после внесения в него изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469.
В редакции от 31 января 2012 года данный абзац был изложен следующим образом: в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Указанные изменения вступили в силу с 7 января 2015 года, то есть после увольнения истца со службы в УФСИН.
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем отклонил их.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций в нарушение пунктов 1 и 2 части 2 статьи 379.7 ГПК РФ не применены законы, подлежащие применению и применены законы, не подлежащие применению, судебной коллегией отклоняются как необоснованные. Указанные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Иное мнение о том, как должно быть рассмотрено дело, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 21 января 2020 года, дополнительное решение Вахитовского районного суда г. Казани от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кашапова Расиха Равиловича - без удовлетворения.
Председательствующий Юрова О.В.
Судьи Уланова Е.С.
Бросова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.