Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Тароян Р.В, Штырлиной М.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Арнольд Елены Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2020 г. по гражданскому делу N 2-276/2020 по иску Арнольд Елены Анатольевны к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, объяснения представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Опритова Л.В, действующего на основании доверенности от 21 февраля 2020 г, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арнольд Е.А. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", СНТ "Орленок", участок N, предоставляемый под садоводство, в границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является членом СНТ "Орленок" и с указанного времени осуществляет пользование земельным участком по адресу: "адрес", СНТ "Орленок", участок N, площадью 1500 кв.м, несет расходы по его содержанию. По обращению истца для оформления участка в собственность распоряжением департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку план-схема СНТ "Орленок" не согласована органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, разработанная схема расположения земельного участка нарушает Правила застройки и землепользования в г. Самаре, поскольку испрашивается участок в границах территориальной зоны природных ландшафтов (Р-3), границы пересекают границы квартала 122 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества (земли лесного фонда), испрашивается площадь участка в размере более установленного Законом Самарской области "О земле". Истец не согласен с распоряжением административного органа.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 16 марта 2020 г. исковые требования Арнольд Елены Анатольевны к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок удовлетворены.
Признано право собственности Арнольд Елены Анатольевны на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", СНТ "Орленок", участок N, площадью 1 500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования под садоводство, в следующих координатах:
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2020 г. решение Красноглинского районного суда г. Самары от 16 марта 2020 г. отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Арнольд Елены Анатольевны к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок отказано.
Арнольд Елена Анатольевна в кассационной жалобе просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2020 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Информация о месте и времени судебного заседания по кассационной жалобе Арнольд Елены Анатольевны своевременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Опритов Л.В. с доводами кассационной жалобы не согласился, просил апелляционное определение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что решением исполкома Куйбышевского Совета народных депутатов от 17 июля 1986 г. N 473 Винтайскому машиностроительному заводу отведен земельный участок, площадью 3, 2 га, на землях "адрес" для коллективного садоводства. На Винтайский машиностроительный завод возложена обязанность по созданию садоводческого товарищества рабочих и служащих, разработать, утвердить, зарегистрировать устав.
Во исполнение вышеуказанного решения в 1987 году при профсоюзном комитете Винтайского машиностроительного завода филиала КМПО им. М.В.Фрунзе г. Куйбышева создано СДТ "Орленок" "адрес" для рабочих и служащих на землях площадью 74 га в окрестностях "адрес", в том числе отведенных под садовое дачное использование в кварталах 120, 121, 122, 123 Задельнинского лесничества Ново - Буянского лесхоза в полосе отвода Куйбышевской железной дороги. Устав товарищества утвержден собранием СДТ "Орленок" (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) и зарегистрирован в администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Кузнецов".
Согласно постановлению администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N выделено 27, 6 га в Новобуянском лесхозе Задельнинского лесничества в 122 и 123 кварталах для рабочих и служащих Винтайского Машиностроительного завода на праве постоянного бессрочного безвозмездного пользования для садоводства в СДТ "Орленок".
По договору N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между арендодателем Ново-Буянский лесхоз и арендатором АООТ Винтайский Машиностроительный Завод "Моторостроитель", аренды участков земли ГЛФ РФ площадью 10 га в 122 квартале Задельнинского лесничества Ново- Буянского лесхоза и 17, 6 га в 123 квартале Задельнинского лесничества Ново-Буянского лесхоза, арендодателем предоставлено арендатору земельные участки на право аренды сроком на 49 лет, находящиеся на территории Задельнинского лесничества Ново-Буянского лесхоза, для безвозмездного пользования гражданам, являющимися членами дачного огородного товарищества "Орленок". При этом арендную плату за аренду земельных участков арендатор не выплачивает. Указанные в договоре участки переданы по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением общего собрания членов СДТ "Орленок" утверждена схема генерального плана застройки и освоения территории дачных участков и земель общего пользования. Данная схема согласована Главой администрации "адрес", руководителем Комитета экологии и природных ресурсов, председателем Комитета по земельным ресурсам, директором Ново-Буянского лесхоза, Главным Госсанврачом СЭС Красноглинского района г.Самары, Начальником ГПС отряда N 28 УВД по Самарской области и утверждена Главным Архитектором города, директором филиала АООТ ВМЗ "Моторостроитель и профсоюзным комитетом Винтайского машиностроительного завода.
Согласно Схеме генерального плана застройки и освоения территории дачных участков и земель общего пользования, территорию СДТ "Орленок" составили земельные участки, в том числе предоставленные в аренду филиалу АООТ Винтайский Машиностроительный Завод "Моторостроитель" на основании договора на аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ решением собрания членов СДТ "Орленок" при профсоюзном комитете Винтайского машиностроительного завода Куйбышевского машиностроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе г. Куйбышева было создано СНТ "Орленок", что подтверждается протоколом N, и зарегистрировано в ЕГРЮЛ при его создании ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении СНТ "Орленок" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Уставом СНТ "Орленок", утвержденного протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается факт правопреемства.
Оценивая в совокупности, установленные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок для коллективного садоводства был отведен в установленном законом порядке Винтайскому машиностроительному заводу (в настоящее время - ОАО "Моторостроитель") в постоянное (бессрочное) пользование, а в последующем во вторичное пользование передан на том же праве СДТ "Орленок".
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан" садоводческое товарищество "Орленок" переименовано в садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) "Орленок".
Из представленных документов также следует, что СНТ "Орленок" проведены кадастровые работы в отношении территории данного садоводческого некоммерческого товарищества и подготовлена план-схема границ земельного участка СНТ, которая не утверждена в установленном порядке ввиду нахождения части земельного участка на землях лесного фонда. Обращения председателя товарищества о переводе земель из категории лесного фонда до настоящего времени положительно не разрешены. Для обеспечения товарищества необходимыми ресурсами на кадастровый учет поставлены: сторожка, накопитель воды, линия электропередачи, с присвоением кадастровых номеров в кадастровом квартале N
Судом первой инстанции также установлено, что на основании решения первичной профсоюзной организации от ДД.ММ.ГГГГ работнику цеха Торгконтора ФИО7 предоставлен земельный участок, площадью 15 соток, N в СДТ "Орленок", что подтверждается справкой, выданной председателем СДТ. На основании договора на аренду дачного участка N с правом возведения строения массив N квартал от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между СДТ "Орленок" в лице председателя правления СДТ "Орленок" Топорковой Л.И, и Болуновой А.А, последняя принимает в аренду участок 1500 кв.м, сроком на 49 лет для ведения садово-дачного хозяйства, основанного на личном труде и труде членов своей семьи.
На основании договора купли-продажи дачного участка с садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ Болунова А.А. продала, а Арнольд Е.А. приобрела земельный участок N, площадью 1500 рублей, в садоводческом товариществе "Орленок", с юридическим адресом: "адрес", в границах плана, прилагаемого к настоящему договору, с кадастровым номером N
Решением общего собрания членов СНТ "Орленок" от ДД.ММ.ГГГГ Болунова А.А. исключена из членов СНТ "Орленок" на основании ее заявления, а истец Арнольд Е.А. принята в члены СНТ с закреплением за ней участка N, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ N
Из заключения правления СНТ "Орленок" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Арнольд Е.А. является членом товарищества, за ней закреплен земельный участок N, расположенный по адресу: "адрес", также является членом СНТ "Орленок".
Из схемы расположения границ испрашиваемого земельного участка следует, что участок частично расположен в кадастровых кварталах N границы испрашиваемого участка определены на местности.
Как следует из заключения кадастрового инженера ООО "Центр кадастра и права" Трибунской К.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в архивных графических материалах по определению фактических границ, присутствуют сведения о местоположении границ участка. Конфигурация исследуемого земельного участка соответствует конфигурации этого же участка на плане границ СНТ "Орленок". По сведениям ЕГРН исследуемый земельный участок не имеет наложений и пересечений с иными земельными участками, стоящими на кадастровом учете и, имеющие координаты, однозначно определяемые на местности. Границы исследуемого земельного участка закреплены на местности объектами искусственного происхождения (ограждение), позволяющие однозначно определить местоположение границ земельного участка 15 и более лет. Таким образом, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", участок N имеет конфигурацию, координаты, площадь, указанную в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из акта согласования местоположения испрашиваемых границ земельного участка следует, что границы согласованы в установленном законом порядке с двумя смежными землепользователями.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Куслин Д.А. указал, что границы земельного участка истца N определены на местности ограждением, существующим с 1990-х годов, споров по границам участка никогда не возникало, границы не переносились и не изменялись, также отсутствуют правопритязания на участок иных лиц. Истец использует участок в садоводческих целях, лесные насаждения на участке отсутствуют. В настоящее время совместно с истцом осуществляются работы по подведению воды и электроэнергии к участкам, поливная вода на которые поставлялась до августа 2019 года от завода Прогресс.
Судом первой инстанции в качестве надлежащих доказательств были приняты вышеуказанное заключение кадастрового инженера Трибунской К.Ю, которая не заинтересована в исходе дела и несет ответственность в соответствии с требованием законодательства, а также показания свидетеля Куслина Д.А.
По информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии" по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с представленным каталогом координат, пересечение границ земельного участка, площадью 1500 кв.м, по адресу: "адрес"", участок N, с границами смежных земельных участков, поставленных на кадастровый учет, не выявлено, а также располагается в границе леса. При этом сведения о слое "Лес", внесенного в ЕГРН по информации Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ вх. N, содержится справочно.
Из информационного письма министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15 января 2020 г. следует, что спорный земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохранной зоны водных объектов, однако относится к землям лесного фонда и находится в квартале 122 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества.
Распоряжением департамента градостроительства г.о. Самара от 8 февраля 2019 г. N РД-240 истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку, согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны природных ландшафтов (Р-3) и границах леса, использование для садоводства не соответствует разрешенным видам использования в указанной территориальной зоне, не утверждена план схема СНТ "Орленок", испрашивается участок в размере более установленного Законом Самарской области "О земле".
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец пользуется спорным земельным участком на праве собственности. При этом, суд исходил из того, что спорный земельный участок, площадью 1500 кв.м, был предоставлен в 1989 году в границах землеотвода под садоводство СНТ "Орленок", правопреемника СДТ "Орленок", до утверждения Генерального плана развития г. Самары и вступления в силу Правил застройки и землепользования в г. Самаре, и до опубликования Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле", сформирован как самостоятельный объект права до 8 августа 2008 г, имеет индивидуально-определенные признаки в виде описания местоположения границ на местности 15 и более лет, входит в границы населенного пункта, границы иных участков, поставленных на кадастровый учет, не пересекает. Истец принят в члены товарищества с закреплением за ним земельного участка N, который используется по назначению. Площадь испрашиваемого земельного участка не превышает максимальные пределы, установленные на момент образования СНТ, отвода земельных участков в товариществе и предоставление землепользователю Арнольд Е.А.
Приходя к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям населённых пунктов, суд руководствовался положениями статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую".
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился и исходил из следующего.
Согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3). По информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии" по Самарской области N 201 от 13 января 2020 г. спорный земельный участок частично располагается в границе леса.
В соответствии с информационным письмом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 27-04-01/318 от 15 января 2020 г. спорный земельный участок находится в квартале 122 Задельненского участкового лесничества Ново- Буянского лесничества.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2, 3, 4 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Лесничества создаются на землях: 1) лесного фонда; 2) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 3) населенных пунктов, на которых расположены леса; 4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.
Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2.2.3 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения в государственный лесной реестр, в том числе, является решение органа местного самоуправления об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-Ф3 "О государственной регистрации".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на участок лесного фонда, состоящий из 13 участков, назначение: Леса первой группы (категория защищённости - защитные полосы вдоль дорог, лесохозяйственная часть зелёных зон, другие защитные леса, запретные полосы вдоль нерестовых рек), адрес объекта: "адрес", Ново - Буянский лесхоз, Задельненское лесничество, квартала N подтверждается принадлежность спорного земельного участка на праве собственности Российской Федерации.
Согласно государственному лесному реестру территория 122 и 123 лесных кварталов Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества, относятся к землям лесного фонда.
Актом обследования лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, составленным сотрудниками ГКУ СО "Самарские лесничества" установлено, что обследуемый участок по адресу: "адрес", "адрес"", участок N, относится к лесным участкам из состава земель лесного фонда Ново-Буянского лесничества Задельненского участкового лесничества, квартал 122, выдел 17.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А55-27658/2015 признаны незаконными строения (один домик из бетонных блоков на железобетонном фундаменте, размером 4, 8x4, 0 и трансформаторная будка, размером 2, 6x2.6), установленные самовольно СНТ "Орлёнок" на землях лесного фонда РФ в квартале 122 выделе 9 Задельненского участкового лесничества Ново- Буянского лесничества; СНТ "Орлёнок" обязано снести незаконные строения(один домик из бетонных блоков на железобетонном фундаменте размером 4, 8x4, 0 и трансформаторная будка, размером 2, 6x2.6) за свой собственный счет с момента вступления в законную силу. Встречные исковые требования СНТ "Орлёнок" о признании отсутствующим права собственности у Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на земельные участки, расположенные под недвижимым имуществом, имеющим кадастровые номера N и N. расположенные по адресу: г.о. Самара, Красноглинский район, Задельнинское лесничество Ново- Буянского лесхоза, оставлены без удовлетворения.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа. Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2010 г. N 736 является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Исходя из изложенного, изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет
Вместе с тем, Генеральный план г.о. Самара, утвержденный решением Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 г. N 539, предусматривающий включение в границы населенных пунктов г.о.Самара 4 922, 9 га земель лесного фонда в установленном законом порядке с Рослесхозом согласован не был, что подтверждается вступившем в силу решением Красноглинского районного суда города Самара от 2 июня 2017 г. по делу N а-695/2017.
Кроме того, нахождение спорного земельного участка в территориальных границах населённого пункта не свидетельствует о безусловном отнесении земельного участка к категории земель населённых пунктов.
Исходя из частей 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам только в аренду и безвозмездное срочное пользование.
Таким образом, предоставление лесного участка в составе земель лесного фонда в собственность физическому лицу законодательством не предусмотрена.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Арнольд Е.А. у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем правомерно оставил без удовлетворения исковые требования к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Изложенные в настоящей жалобе доводы сводятся к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств дела. Между тем несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Арнольд Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи Р.В. Тароян
М.Ю. Штырлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.