Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Иванова С.Ю., рассмотрев кассационную жалобу Малюгиной Натальи Александровны на решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Оренбурга от 23 декабря 2019 года, апелляционное определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-1882/106/2019 по иску Малюгиной Натальи Александровны к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг
установил:
Малюгина Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, указав, что она является работником здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности. До 1 января 2005 года она пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1. Полагает, что она имеет право на компенсацию расходов, понесенных в связи с оплатой услуг отопления и освещения, поскольку пользовалась этими льготами до 1 января 2005 года. За период с 1 мая 2017 года по 30 апреля 2019 года ей выплачена компенсация в сумме 3 565 руб. Просит взыскать с ответчика за счет средств областного бюджета в свою пользу расходы по оплате освещения и отопления жилого помещения за период с 1 мая 2017 года по 30 апреля 2019 года в размере 31 812 руб. 79 коп.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Оренбурга от 23 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 августа 2020 года, в удовлетворении исковых требований Малюгиной Н.А к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить данные судебные постановления, и принять новое решения об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив кассационную жалобу, представленные материалы, суд полагает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Малюгина Н.А. с 3 апреля 1987 года работает ГАУЗ "Оренбургская районная больница", с 2 мая 2017 года в должности фельдшера в Первомайской участковой больнице.
Истец проживает с супругом в сельской местности по адресу: "адрес".
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, до 01 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).
С 01 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены без равноценной компенсации ранее представлявшиеся медицинским работникам учреждений, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" установлена выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги, для отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, в том числе работников медицинских организаций, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области.
Статьей 2 указанного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц.
Малюгиной Е.А. производится выплата ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в качестве меры социальной поддержки в размере 155 руб.
Так, истцу выплачено с 1 мая 2017 года по 31 декабря 2017 года - 1 240 руб, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года - 1 860 руб, с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года - 465 руб, с 1 по 30 апреля 2019 года начислено 155 руб.
Таким образом, Малюгина Н.А. воспользовалась правом на получение ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате коммунальных услуг.
Разрешая спор по существу, установив указанные обстоятельства, мировой судья пришел к выводу, что довод Малюгиной Н.А. о наличии права на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере, действовавшем до 01 января 2005 года, основан на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные выше льготы (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 01 января 2005 года утратили силу. Для медицинских работников в этой форме меры социальной поддержки не сохранены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истец воспользовался своим правом на получение ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсации), выплата за период с 1 мая 2017 года по 30 апреля 2019 года произведена в полном объеме.
Положения статей 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" были предметом оценки Верховного Суда Российской Федерации, который в своем определении от 23 сентября 2009 года N 47-Г-09-45 установил, что данные нормы не противоречат федеральному законодательству, в частности ст. 153 Федерального закона от 2 августа 2004 года N 122-ФЗ и ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, поскольку установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года не уменьшился и пришел к выводу о том, что установив компенсацию расходов на льготы специалистам областных государственных учреждений, работающим в сельской местности в сумме 120 рублей, с 1 января 2007 года в сумме 155 рублей в месяц Закон области положения не ухудшил.
Данный закон Оренбургской области является действующим. Учитывая изложенное, работники медицинских организаций, работающие и проживаю-щие в сельской местности на территории Оренбургской области, имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ - в виде ежемесячной частичной денежной компенсации в размере 155 руб.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене вступивших в законную силу судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Доводы кассационной жалобы о том, что меры социальной поддержки истца должны быть сохранены в том же объеме, в котором они были установлены до 1 января 2005 года, аналогичны доводам, заявлявшимся в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка и выводов судов не опровергают.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций положений, предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ, допущено не было, тем самым оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Оренбурга от 23 декабря 2019 года, апелляционное определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Малюгиной Натальи Александровны - без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции С.Ю. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.