N 88-24520/2020
15.12.2020 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Семенцева С.А, рассмотрев кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20.05.2020 г. и апелляционное определение Ульяновского областного суда от 18.08.2020 г. по заявлению Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18.11.2014 г. по гражданскому делу N 2-8725/2014 по исковому заявлению Мишиной Александры Михайловны к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных сумм в возмещение вреда здоровью, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ:
решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18.11.2014 г. было отказано в удовлетворении иска Мишиной А.М. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств в возмещение вреда здоровью, компенсации морального вреда за счет средств казны Российской Федерации.
Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 03.03.2015 г. решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18.11.2014 г. отменено в части, принято новое решение о взыскании с Российской Федерации за счет средств казны в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Мишиной А.М. задолженности по выплате ежемесячных повременных платежей в счет возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2011 г. по 30.09.2014 г. в размере 98 223, 75 руб. и, начиная с 01.10.2014 г, ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью - по 2182, 75 руб. пожизненно с дальнейшей индексацией пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18.11.2014 г. с учетом апелляционного определения Ульяновского областного суда от 03.03.2015 г. по гражданскому делу по иску Мишиной А.М. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств в возмещение вреда здоровью в части обязания Министерства финансов Российской Федерации осуществлять в пользу Мишиной А.М. ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью по 2182, 75 руб. с дальнейшей индексацией, со ссылкой на то, что вступившим в силу с 01.01.2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 г. N 872 определен иной орган, уполномоченный производить с 01.01.2020 г. капитализированные повременные платежи с Российской Федерации, а именно Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20.05.2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Ульяновского областного суда от 18.08.2020 г, заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18.11.2014 г. удовлетворено.
Не согласившись с указанными судебными актами, Фонд социального страхования Российской Федерации обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как незаконные и необоснованные, поскольку приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что судами не учтены доводы, изложенные в отзыве на заявление об изменении порядка и способа исполнения судебного решения. Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 г..N 872, вступили в силу только с 01.01.2020 г..(далее - Правила от 09.07.2019 г..). Указанные Правила от 09.07.2019 г..предполагают несколько критериев, позволяющих произвести изменение способа и порядка исполнения судебного акта. Так, выплаты, производимые Минфином Российской Федерации гражданину, должны иметь статус капитализированных повременных платежей; неисполненные Минфином России обязательства по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей сохраняются за Российской Федерацией и переходят на период после 01.01.2020 г..Выплаты в возмещение вреда в пользу Мишиной А.М, взысканные решением Ленинского районного суда г..Ульяновска от 18.11.2014 г..с учетом апелляционного определения от 03.03.2015 г..не являются капитализированными повременными платежами и не могут быть переведены с Минфина России на Фонд.
Поскольку в рамках дела о банкротстве Мишина А.М. не давала согласия на переход права требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей, выплаты в возмещение вреда в пользу Мишиной А.М. взысканы в нарушение статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 г..N 127-ФЗ, и у Российской Федерации в лице Минфина России не возникли обязательства по выплате Мишиной А.М. капитализированных платежей. Российская Федерация обязательства по выплате капитализированных повременных платежей в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, исполняет в объеме, не превышающем сумму капитализированных повременных платежей. Обязательства Российской Федерации по выплате повременных капитализированных платежей прекращаются с расходованием этой суммы. Полагает, что указание на обязанность Фонда осуществлять ежемесячные выплаты в пользу Мишиной А.М. пожизненно является незаконным, приведет к перерасходованию средств федерального бюджета и, как следствие, причинению ему ущерба. Кроме того, Фонд ранее не имел возможности высказать свою позицию относительно предмета спора, поскольку в рассмотрении дела по существу он не участвовал.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив кассационную жалобу, представленные материалы, суд полагает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
Удовлетворяя заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18.11.2014 г, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 26.01.2010 г. "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", Постановлением Правительства Российской Федерации N 872 от 09.07.2019 г. "О мерах по реализации статей 135 и 189.54 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", исходил из того, что поскольку выплаты, производимые Минфином Российской Федерации в пользу Мишиной А.М, имеют статус капитализированных повременных платежей, то на данные правоотношения распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации N 872 от 09.07.2019 г. "О мерах по реализации статей 135 и 189.54 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которым определен иной орган, уполномоченный производить с 01.01.2020 г. капитализированные повременные платежи с Российской Федерации, а именно Фонд социального страхования Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами нижестоящих судов.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", вступившего в силу с 01.01.2020 г, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с настоящими Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Выплата капитализированных повременных платежей гражданам производится Фондом в соответствии с установленным судебным актом о взыскании с должника или взыскании с Российской Федерации размером ежемесячных платежей на основании заявления гражданина, указанного в пункте 3 настоящих Правил (пункт 4 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил, после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Одновременно с исполнительным листом Министерством финансов Российской Федерации н Фонд передаются иные документы, необходимые для исполнения Фондом судебных актов, в том числе: заявление взыскателя (реквизиты банковского счета взыскателя); копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; копии иных судебных актов по делу, которыми располагает Министерство финансов Российской Федерации; копия судебного акта о взыскании соответствующих капитализированных повременных платежей с должника - организации, признанной в установленном порядке банкротом (при наличии в Министерстве финансов Российской Федерации) (пункт 14).
Министерство финансов Российской Федерации информирует получателя капитализированных повременных платежей, а также суд, выдавший исполнительный лист, о передаче исполнительного листа и иных документов в Фонд для дальнейшего производства выплат капитализированных повременных платежей (пункт 15).
Как следует из существа правоотношений, которые были предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, взысканные судебным актом с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истицы Мишиной А.М. платежи имеют статус капитализированных повременных платежей.
С учетом изложенных положений законодательства, судами обоснованно сделан вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Фонда социального страхования Российской Федерации не могут быть приняты судом во внимание, поскольку фактически сводятся к несогласию со вступившими в законную силу судебными актами, которыми в пользу Мишиной А.М. взысканы денежные средства и которые не являются предметом рассмотрения и оценки судов в рамках рассмотрения заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда, в связи с чем не опровергают правильность выводов судов, изложенных в обжалуемых в настоящее время судебных постановлениях.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановленийя по доводам кассационной жалобы заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20.05.2020 г. и апелляционное определение Ульяновского областного суда от 18.08.2020 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья С.А. Семёнцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.