Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Плеханова А.Н, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 мая
2020 года по гражданскому делу N по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Татарстан (межрайонное) к ФИО1 о взыскании материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя ФИО1 ФИО5, действующей на основании ордера
от ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Татарстан (далее - УПФ РФ в "адрес" Республики Татарстан) обратилось в суд с иском к
ФИО1 о взыскании материального ущерба в виде переплаты повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по вине пенсионера, указав, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости.
С ДД.ММ.ГГГГ ответчику, как лицу, на иждивении которого находится нетрудоспособный гражданин, установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Размер фиксированной выплаты определен сумме равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На иждивении у ответчика находилась ее дочь, ФИО6, которая ДД.ММ.ГГГГ умерла, в связи с чем, выплата повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии должна была быть прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенной проверки УПФ РФ в "адрес" Республики Татарстан выявлена переплата повышенной фиксированной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере
"данные изъяты" коп. Выплата прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Требование о добровольной оплате суммы выявленной переплаты ответчиком не исполнено. Поскольку оснований у ответчика для получения повышенной фиксированной выплаты не имелось, указанные денежные средства являются неосновательным обогащением.
Решением Нурлатского районного суда Республики Татарстан
от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования УПФ РФ в "адрес" Республики Татарстан к ФИО1 о взыскании материального ущерба удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое, которым в удовлетворении иска УПФ РФ в "адрес" Республики Татарстан отказано.
В кассационной жалобе УПФ РФ в "адрес" Республики Татарстан просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом второй инстанции норм материального и процессуального права, неправильную оценку обстоятельств дела, оставить в силе решение суда
от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения представителя ФИО1
ФИО5, просившей апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 апреля
2003 года ФИО1 обратилась в УПФ РФ в "адрес" Республики Татарстан с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет в связи с нахождением у нее на иждивении дочери ФИО6, инвалида
2 группы с детства.
ДД.ММ.ГГГГ дочь ответчика умерла, что подтверждается справкой о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт необоснованной выплаты пенсии с учетом нахождения у ФИО1 на иждивении дочери, выявлен в октябре 2019 года при проверке документов пенсионного дела, и ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о взыскании излишне выплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" чем
ДД.ММ.ГГГГ письменно сообщено ответчику.
Переплата повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 124350 руб. 31 коп. рассчитана истцом в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, с частью 1
статьи 16, статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях", пунктом 8 статьи 10 Федеральный закон
от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 385-ФЗ, Постановлениями Правительства
от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, включает в себя сумму с ноября 2012 года по январь 2013 года в размере "данные изъяты"), с февраля по март 2013 года - "данные изъяты" "данные изъяты" апреля 2013 по январь 2014 года - "данные изъяты"), с февраля по март 2014 года - "данные изъяты"), с апреля по декабрь 2014 года - "данные изъяты"), за январь 20 ДД.ММ.ГГГГ, 66 руб. "данные изъяты"
с февраля 2015 по январь 2016 года - "данные изъяты"), с февраля 2016 по январь 2017 года - "данные изъяты" "данные изъяты"), с февраля по декабрь 2017 года - "данные изъяты" с января по декабрь 2018 года - "данные изъяты"), с января по октябрь 2019 года - "данные изъяты"
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 23, 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что оговоренную и подписанную в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по безотлагательному сообщению в УПФ РФ в "адрес" Республики Татарстан сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты, ответчик не исполнила, соответствующее заявление об изменении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии по старости не представила, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. При этом указал, что, делая вывод о взыскании
с ФИО1 полученной ей неосновательной выплаты в размере
124350 руб. 31 коп, суд не учел, что излишне выплаченные суммы с учетом положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ФИО1 - лица, которому эта пенсия по старости была назначена, или счетной ошибки.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований УПФР, возражений ФИО1 относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ответчика при получении ею сумм повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако суд первой инстанции, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данное обстоятельство в качестве юридически значимого не определили не устанавливал, сославшись в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований лишь на то, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии уже при отсутствии иждивенца, при этом о смерти дочери пенсионному органу не сообщила.
Между тем, из пояснений представителя ответчика и представителя УПФР следует, что ФИО1 в 2012 году обращалась в УПФР за пособием на погребение в связи со смертью дочери ФИО6, предоставив справку о смерти дочери. Факт выплаты пособия на погребение представитель УПФР не отрицал, пояснив, что выплатное дело о выплате пособия на погребение уничтожено в связи с истечением срока хранения.
В суд апелляционной инстанции представлены пенсионное дело ФИО6 и выплатное дело по ЕДВ, обозревая которые, судебная коллегия суда апелляционной инстанции установила, что выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ ФИО6 прекращена в ноябре 2012 года именно после предоставления справки о смерти.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что пенсионный орган не пропустил срок исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, обратившись в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что пенсионный орган узнал об отсутствии у ФИО1 права на получение пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии еще в 2012 году, когда по заявлению ответчика было выплачено пособие на погребение в связи со смертью дочери ответчика ФИО6, а также принято решение УПФР о прекращении выплаты ФИО6 ЕДВ и пенсии по инвалидности. Тем не менее обращение в суд с иском последовало только в 2019 году.
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска пенсионного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и не усматривает оснований для отмены вынесенного судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 173-ФЗ определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом
от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе. Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в том числе в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы (подпункт 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях", вступившем в силу с ДД.ММ.ГГГГ, закреплены аналогичные положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона). На дату принятия пенсионным органом решения о перерасчете ответчику пенсии порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nпб.
Эти правила действовали до ДД.ММ.ГГГГ и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от ДД.ММ.ГГГГ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Nн, Пенсионного фонда Российской Федерации Nп "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения
каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (пункт 7 Правил). При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил). При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил).
Пунктом 13 Правил было предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Сходные нормативные положения закреплены в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами
"О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ Nн, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действующих в настоящее время (пункты 3, 18, подпункт "г" пункта 20, пункты 22, 23 названных правил). Из приведенных нормативных положений следует, что назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. При этом на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагается обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии - безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Основанием для прекращения выплаты трудовой (страховой) пенсии является в том числе утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию по старости вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию. В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.
Поскольку судом апелляционной инстанции обоснованно применены нормативные положения, определяющие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, о применении которой было заявлено ответчиком ФИО1, выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности являются обоснованными, поскольку пенсионный орган узнал об отсутствии у ФИО1 права на получение пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2012 году, обращение в суд с иском последовало только в 2019 году.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
Иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были предметом рассмотрения в суде нижестоящей инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО4
ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.